Творческий тандем Любовь Воропаева/Виктор Дорохин известен в основном тем, что сделал в конце 80-х суперзвезду из Жени Белоусова. Чем сейчас занимаются авторы песни “Девочка моя синеглазая”? Что они думают о нынешнем состоянии нашей эстрады? Об этом и о многом другом рассказывает Любовь ВОРОПАЕВА, отметившая на днях 30-летие своей поэтической деятельности:
– По образованию я филолог, закончила иняз им. Мориса Тореза. Стихи пишу с детства. В 15 лет, еще школьницей, начала публиковаться. Впервые – в “Турнире поэтов” газеты “Московский комсомолец”. Постоянно сбегала с лекций в Литературный институт, сидела под дверью лучшего, по-моему, поэтического семинара, который вел Евгений Винокуров. Он разрешил мне посещать его занятия, где я впервые услышала стихи Татьяны Бек, Алексея Дидурова, Олеси Николаевой. Вскоре у меня вышла большая подборка в “Новом мире”, а всего у меня более тысячи публикаций, наверное, во всех московских изданиях, и две книги стихов – “Осень на Тверском” (79) и “Словарь любви” (89).
– А как вы начали писать тексты песен?
– Я человек крайне деятельный и стараюсь заниматься тем, что мне действительно интересно. Музыку на мои стихи писали в свое время Раймонд Паулс, Эдуард Артемьев, Татьяна Островская, Роман Майоров. Об этом мало кто знает, но я написала текст одной из первых русских рок-опер “Робинзон Крузо” для прибалтийского ВИА “Эолика”. А такие ансамбли, как “Веселые ребята” или “Поющие сердца”, выступали с целыми программами на мои стихи. Векштейн уговорил меня выступать с его ВИА в качестве ведущей, я числилась в “Москонцерте” артисткой разговорного жанра.
– И там повстречали Виктора Дорохина?
– Он был барабанщиком в “Поющих сердцах”, и я в него влюбилась. Образно говоря, мы взялись за руки и ушли в свою любовь… оставив позади “Москонцерт”.
– И даже не представляя, чем будете дальше заниматься?
– Вот именно. Когда же страсти немного поутихли, я вдруг услышала музыку Виктора – он ее сам для себя записывал. “Вот это да! – подумала я. – Зачем мне теперь другие композиторы?” Я очень ценю Виктора как прекрасного мелодиста. И мы написали первые свои песни. Это было где-то в 86 году. Одну из них – “Женский портрет” – сразу же спел сверхмодный тогда Валерий Леонтьев, другую – “20 градусов мороза” – мы сначала показали Алле Борисовне. Однако Виктор воспротивился, чтобы нашу песню, наше детище (!) записывали без его участия, в другой аранжировке. И в результате эту песню спела Катя Семенова, а не Кристина Орбакайте, как изначально планировалось. Кристина тогда в одном интервью заметила: “Да, эти авторы своего не упустят”.
– Затем появился суперхит для Семеновой – “На минутку”?
– Да. И еще две песни, благодаря которым мы стали лауреатами “Песни года” – “Две женщины” в исполнении Роксаны Бабаян и “Последнее танго” – это снова Катя Семенова.
– Как вы начали работать с Женей Белоусовым?
– Три года мы с ним работали, он был для нас с Виктором все равно что сын. И мы были первыми продюсерами в стране, которые взяли “нераскрученное” имя и добились такого результата – Женя спел семь наших песен, возглавил все национальные хит-парады и был признан в 89-м году “певцом года”. Я считаю, что Виктор изобрел особую манеру подачи вокала в звукозаписи, когда мы делали этот проект. И эту манеру в дальнейшем уже никто не смог воспроизвести.
– До альянса с Матвиенко Женя спел самые знаменитые свои песни. Может быть, стоит напомнить их названия, ведь их пела вся страна?
– Эти песни и нам очень дороги до сих пор; может быть, в нашем новом проекте некоторые из них получат новое звучание. Кроме “Девочки”, это “Ночное такси”, “Такое короткое лето”, “Золотые купола”, “Маленькая лгунья”…
– И почему же вы все-таки расстались?
– Причина довольно банальная – Женя решил, что он уже звезда, что всего добился своими силами. Он ушел. Жаль, что так печально все это для него закончилось.
– Ваш следующий проект – Барби – уже не был столь успешным?
– Почему? С сольной программой Барби мы делали аншлаги в Сибири и на Дальнем Востоке, собирали по всей России громадные залы. И это – в 92-м году, когда посещаемость концертов упала в целом по стране. Это был оригинальный вариант “хип-хопа”, и мы кайфовали с этой идеи, хотели достичь большего, чем Титомир с его афористическими считалками. И у Барби были хиты – “Злое маленькое сердце” (Шавырин, помнится, мне позвонил, что восхищен текстом), “Красишь ты ресницы”. К сожалению, девочка работала нехотя, из-под палки, нам пришлось с ней расстаться. У нас вообще довольно жесткие требования.
– Почему исчезла с экранов ваша телепрограмма “Вместе”?
– Мы делали ее вдвоем с Леной Ленской; я, как человек увлеченный, за это время даже освоила технику монтажа. Вышло 14 выпусков. Но вот, гикнулась программа в пропасть, как и множество других на РТР. Я давно дружу с телевидением, когда-то писала сценарии для “Утренней почты”, для “Рок-урока”. Музыкальный материал для самых первых выпусков “Взгляда” режиссер Игорь Иванов отбирал из нашей домашней видеоколлекции. Тогда мало у кого были видеомагнитофоны. Сейчас у меня – масса идей, в том числе и насчет телевидения…
– Вы с мужем создали “Российскую ассоциацию музыкальных продюсеров”?
– Нужно ведь было кому-то взяться за создание правовой базы для шоу-бизнеса в нашей стране. Именно нами разработана контрактная система, по которой работают сегодня все российские музыканты. Это делается еще и в целях самозащиты – ведь продюсеры вкладывают в проекты значительные суммы денег. Очень много книг, статей, образцов договоров переводила с английского лично я.
– На Западе, как известно, судятся порой из-за нескольких совпавших музыкальных тактов…
– И мы кое-где слышим мелодии, подозрительно похожие на дорохинские. Ну что же – нам даже нравится столь напряженное внимание к нашим песням и нашим идеям…
– Итак, чем вы сейчас занимаетесь?
– Пишем новые песни. Виктор занимается “кастингом” – прослушивает исполнителей для своего нового проекта. Параллельно я начала работать с Ильей Словесником, с Женей Кемеровским. Женя, по-моему, очень талантлив – и как поэт (советую послушать его песню “Бабочки”), и как композитор.
– Ваши любимые поэты, писатели, музыканты; любимый фильм?
– Давид Самойлов, Арсений Тарковский, Таня Бек – замечательный поэт. Конечно, Бродский, очень люблю Достоевского. На днях закончила перечитывать “Гойю” Фейхтвангера. Временами детективы почитываю – у меня этого мусора много накопилось. А вообще, я горжусь нашей библиотекой.
– Ваше мнение о провинции и провинциалах?
– Безусловно, очень высокое. Провинциалы – это, как правило, некий сгусток духовности. Иногда мне интереснее поговорить с простым человеком “из глубинки”, чем с представителем столичной “богемы”. Да и большая часть наших нынешних звезд приехала в Москву именно из провинции.
– В последнее время самые известные люди из Петербурга заявляют, что культурная столица сегодня – конечно, Москва.
– Но и Петербург вовсе не обеднел идеями. Нам всем надо прожить какой-то период истории, чтобы понять – противопоставление двух больших городов нелепо. Возьмем Америку – житель Вашингтона не считает себя ущербнее жителя Нью-Йорка или Лос-Анджелеса.
– Ваше любимое место отдыха?
– Их много. Чисто для отдыха – Турция. Это райский уголок. А вот Италия, США – они сильно заряжают на работу. Возвращаемся оттуда, переполненные новыми замыслами.
– Какое-нибудь из западных шоу вам запомнилось, чем-то удивило?
– Ну вот шоу Жарра разочаровало. Я не могу сказать, что у нас нет таких спецэффектов. Честно говоря, я сейчас куда с большим удовольствием посмотрела бы какой-нибудь тихий камерный спектакль по Чехову. Суета современной жизни только подчеркивает вечность классики.
– Листал я вчера музыкальную прессу начала 90-х годов. Сколько имен и проектов уже ухнуло с тех пор в Лету! Шоу-бизнес – это прежде всего жестокая конкуренция?
– И это тоже. Нужно каждый день напоминать о себе. Многие не выдерживают, уходят со сцены. Я знаю музыкантов, которые торгуют сахаром. Поэтому задача продюсера еще и в том, чтобы максимально помогать артисту – в том числе и решить элементарные бытовые проблемы. Удачный союз артиста и продюсера должен работать, как идеально отлаженный механизм, никогда не дающий сбоев.
Беседовал Константэн ГРИГОРЬЕВ.