В середине 90-х, после плавно отошедшего в небытие гранжа, казалось, что тяжелая музыка непременно должна последовать примеру динозавров – скоротечно вымереть и остаться только в памяти избранных. Стильно одетый, но нелишенный социальной агрессивности брит-поп в лице Oasis и Blur, а также чисто отмытые панки, вроде Off Spring и Green Day, полностью доминировали в сфере гитарной музыки. И ничто не предвещало того, что опороченный “Синдереллой” и “Пойзоном”, тяжелый рок сумеет возвратиться. Но молодежь верила и ждала новых кумиров. И они пришли…
В 1994 году доселе известная лишь горстке немногочисленных посетителей андеграунд-клубов калифорнийская группа “Koяn” (именно так пишется их логотип) выпускает свой первый альбом с одноименным названием. Жестокая смесь металла, панка и хип-хопа, вкупе с психоделическим вокалом, заставила публику вздрогнуть, а музыкальных продюсеров посмотреть в давно уже забытую ими сторону. Именно тогда Джонатан Дэвис (вокал), Брайн Велч (гитара), Джеймс Шаффер (гитара), Реджинальд Арвизу (бас) и Девид Сульверия (ударные) открыли для себя и всего мира новое направление в альтернативной музыке, поклонниками которого сейчас считают себя миллионы молодых меломанов.
За два последующих года “Koяn” дали более 300 живых концертов. Они вернули рок-сцене то забытое ощущение положительной агрессии, которое она утратила за годы ее коммерческой эксплуатации. Дебютный альбом группы был продан более чем миллионным тиражом и приобрел платиновый, а позднее и мультиплатиновый статус. “Koяn” добились успеха проверенным способом: через изнурительные туры, уличную саморекламу и непосредственный контакт с поклонниками. Вскоре у них появилось то, что окончательно доказало их революционность – многочисленные подражатели.
Вышедший в 1996 году второй альбом “Life is peachy” окончательно закрепил за “Koяn” статус супергруппы. На записанном менее чем за месяц альбоме нашли выражение и бешеная агрессия, и безысходная депрессивность. Музыканты еще больше ушли в экспериментализм, пытаясь усовершенствовать и придать большую бессмысленность созданному ими стилю. А их тексты представляли собой полный словарь американской брани и нецензурщины, поэтому многие радиостанции отказывались пускать их в эфир. Но как парадокс – это лишь усилило популярность “Koяn”. Альбом был продан более чем 2-миллионным тиражом. Армия фанатов и подражателей росла в геометрической прогрессии. Чтобы справиться с цензурой и донести свою музыку до как можно большего числа слушателей, группа в июне 1996 года регистрирует свое имя в Интернете и организует интерактивное радиовещание.
В ноябре 1998 года “Koяn” продолжили свою традицию: выпускать по альбому каждые 2 года. В свет выходит новая суперпластинка “Follow the leader”, в очередной раз показавшая, “ху из ху” в альтернативной музыке. Новый продюсер, новая студия и новая техника придали им новое звучание. Вот как сами музыканты высказались о проделанной ими работе: “На протяжении всего времени, проведенного в студии, в нас был какой-то огонь… Мы все чувствовали, как мы растем… и, как будто, вырастаем из старых ботинок”. Песня “Freak on a leash”, представляющая собой синтез хлестких гитарных рифов, гипнотизирующих ди-джейских скретчев, хип-хопового ритма и невероятной мелодичности линий, смогла мгновенно взлететь на вершины хит-парадов всего мира. Старые поклонники поначалу впали в отчаяние: они не узнавали лицо любимой группы. Но вслушавшись в альбом более глубоко, все поняли, что “Koяn” по своей сути остались прежними, лишь немного подавшись вперед – навстречу всеобщему успеху.
“Follow the leader” показал, как выросли вокальные способности Джонатана Дэвиса, а также, что тексты песен далеко вышли за рамки школьных прогонов и подросткового трепа, которые безраздельно присутствовали на первых двух альбомах. Новая пластинка отражала в себе все человеческие эмоции: от сожаления в “It is on“ и сочувствия в “Justin” до добродушно-ехидного хвастовства в “All in the family”.
Еще одно доказательство общего музыкального роста группы – это уникальное по своей силе сочетание барабанных ритмов Сильверии и супермощного саунда бас-гитары Арвиза. Ну и, конечно же, совершено невероятное слияние двух гитар – Саффера и Вельча: когда слушаешь их плавно перетекающие рифы, создается впечатление, что играет один человек.
Кирилл УРБАН.