Похоже, что, прождав тридцать лет, российские меломаны со стажем смогут воочию увидеть предмет обожания своей молодости – американскую группу Grand Funk Railroad. Точнее, не всю группу, а ее лидера Марка Фарнера, что, практически, одно и то же, как Ленин и партия.
Про Grand Funk всегда говорили, как правило, в превосходной степени – самая забойная, самая крутая, самая душещипательная группа. Действительно, по такому критерию, как «драйв», в широком смысле этого термина, означающего «нечто захватывающее», тягаться с Grand Funk не мог практически никто, даже Deep Purple и Led Zeppelin с их изысканным британским звучанием казались слишком «тягомотными» в сравнении с парнями из Флинта, штат Мичиган.
Но, что довольно странно, редко кто отмечал при этом, что Grand Funk – это еще и очень хорошая музыка, нестандартная, с оригинальной концепцией, с музыкальными решениями, во многом опередившими свое время. Например, техничные и оживленные басовые партии группы явно прослушиваются в творчестве многих современных рок-групп, особенно Red Hot Chili Peppers.
Вокально-инструментальный ансамбль Grand Funk Railroad, или Железная Дорога Великого Ужаса (позже название сократилось до Grand Funk, но потом восстановилось), был образован в 1968 году из популярной в Мичигане соул-рок группы Terry Knight And The Pack. От нее новому коллективу достались Марк Фарнер (вокал, гитара, клавишные) и Дон Брюэр (ударные); бас-гитаристом стал Мел Шекер, а бывший певец Терри Найт стал одновременно менеджером и продюсером группы. Стиль, в котором стало работать трио, ставший потом «фирменным», можно характеризовать как сплав хард-рока и чикагского блюза. Причем в сравнении с другими выдающимися группами, начинавшими в то же время, Grand Funk в гораздо меньшей степени находился под влиянием Хендрикса, и упор в их музыке был сделан не только на гитарную импровизационную технику, но и на вокал, мелодию и гармонии.
Успех не заставил себя долго ждать. Летом 1969 года ребята так «от души» наярили на рок-фестивале в Атланте, что фирма Capitol тут же подписала с ними контракт на выпуск альбомов и синглов. Менее чем за год, с сентября 1969 по июль 1970, группа записала три пластинки – On Time, Grand Funk и Closer To Home, и все они стали платиновыми. Аншлаговые концерты следовали один за другим; в 1971 году Grand Funk стала второй после Битлз группой, которая заполнила нью-йоркский Shea Stadium. Следующие два альбома – концертный Grand Funk Live и «номерной» Survival – распродавались с невероятной скоростью.
Главной фигурой в группе был, безусловно, Марк Фарнер. Автор большинства композиций, вокалист, гитарист и клавишник, он был «фронтменом» коллектива, его лицом. К тому же, это был очень импозантный молодой человек – высокий, стройный, с льняными волосами до лопаток. Особо следует отметить его запоминающийся голос – чистый, высокий, напористый, с очень естественной мелизматикой интонирования. Что касается композиций, которые писал Фарнер, то по ним сразу чувствуется, помимо таланта, еще и серьезное музыкальное образование – это и владение формой (не только песенной, но и более развернутой, с разработкой), и нестандартные гармонии, и симфонизм.
Вообще, стиль группы отличался новаторством и характерными, узнаваемыми «фирменными» приемами, такими, как двухголосное пение в терцию, рельефное и разнообразное звучание инструментов, постоянные переходы из блюза в рок и обратно. В композиции Heartbreaker, например, использован размер три четверти, т. е. вместо ритм-энд-блюза получился, можно сказать, вальс-энд-блюз.
В 1971 году выходит Е Pluribus Funk – лучший, на мой взгляд, альбом группы, с яркой, техничной, со вкусом сделанной музыкой. Открывает его Footstompin’ Music – весьма зажигательная вещь, образец наивысшего «драйва». Кульминация альбома – композиция Loneliness, записанная с симфоническим оркестром, показавшая, что группе подвластно решение самых высоких художественных задач масштабного плана. Это и сложная многочастная форма, и разработка с переходом на шесть четвертей, и симфоническое полотно на остинатном басе и ритмическом рисунке. Композиция производит сильнейший эмоциональный эффект в силу напряженности, постепенного нагнетания и драматизма в финале.
В 1972 году музыканты увольняют за профнепригодность своего менеджера и продюсера Терри Найта, а к составу добавляют клавишника Крэйга Фроста. Новым менеджером становится Джон Истмен, тесть Пола Маккартни, а продюсируют альбомы теперь различные достойные люди, среди которых были Тодд Рандгрен и Фрэнк Заппа. При этом, нужно отметить, качество звука на пластинках, начиная с диска Phoenix (1972), стало намного лучше – он стал более плотным, сбалансированным, насыщенным; программная композиция Flight Of The Phoenix явилась своего рода символом обновленной группы.
Следующий альбом – We’re An American Band (1973) – стал самым популярным в истории группы. Потом были Shinin’ On и All The Girls In The World Beware!!! (оба – 1974) и концертный Caught In The Act (1975), достаточно сильные пластинки. В 1976 году в группе Grand Funk наметился кризис, альбомы Born To Die и Good Singin’, Good Playin’ значительно уступали предыдущим, и в том же году группа распалась. Фарнер стал выступать сольно, остальные участники организовали группу Flint, но никто из них не смог приблизиться к былому успеху. Дважды музыканты Grand Funk вновь начинали работать вместе – в 1981 – 1983 и 1996 – 1998 годах, результатом это стали альбомы Grand Funk Lives (1981), What’s Funk? (1983) и концертный Bosnia (1997). Тем не менее, неприязненные отношения внутри коллектива, как это часто бывает у великих групп, одержали верх, и пути музыкантов вновь разошлись.
Теперь Grand Funk Railroad принадлежит истории. Много было странного, связанного с группой. Например, при огромной популярности у слушателей, массе золотых и платиновых альбомов, ее всегда не любили музыкальные критики, и «чморили» в средствах массовой информации как могли. Даже советский журнал «Клуб и художественная самодеятельность» писал в семидесятые годы, что Grand Funk – это плохой ансамбль. Впрочем, критики – тоже люди, им свойственно ошибаться.
А сейчас, когда человечество решает, что из музыкального наследия двадцатого века взять с собой в будущее, я могу с большой долей уверенности сказать, что Grand Funk будут слушать и через сто, и через триста лет, потому что это настоящая музыка.
Александр ОСИПОВ.