Афганский синдром сержанта Франкенштейна

В прошедший уик-энд телезрители на одном из центральных каналов смогли посмотреть отечественный фильм «Мой сводный брат Франкенштейн» (Россия, 2004). Режиссер – Валерий Тодоровский, в ролях – Даниил Спиваковский, Елена Яковлева, Леонид Ярмольник, Сергей Гармаш.

Преуспевающий потомственный интеллектуал, коренной москвич, ученый-физик Яник (Леонид Ярмольник) живет с женой (Елена Яковлева) и двумя избалованными детками в старинном доме в центре Москвы. Благополучное существование нарушает появление нового члена семьи, взрослого сына Яника, появившегося на свет от случайной связи последнего с некоей провинциалкой, каковых в молодые годы у него было множество.

Сын по имени Паша Зотов (Даниил Спиваковский) – простой малообразованный парень из глубинки, сержант Советской Армии, прошедший афганскую войну, где получил контузию и лишился глаза. Обретенный отец и его жена принимают Пашу в семью, относятся с большим сочувствием («бедный мальчик столько страдал»), пытаются подлечить блудного сына. Но все не так просто.

Привыкший к войне, Паша совершенно не вписывается в мирную жизнь, не умеет общаться со столичными жителями, ожидает нападения «духов», да и глаз себе хочет бриллиантовый, чтоб девчонкам нравиться. Начинаются проблемы в семье: законный сын Яника не рад появлению сводного брата, нарушившего привычный комфорт жизни и не вписывающегося в продвинутую столичную тусовку. Он устраивает с подружками просмотр фильма «Франкенштейн», издевательски обсуждая сходство героя Бориса Карлоффа с искалеченным сержантом. Таким образом, основная тема фильма – не столько афганский синдром, послуживший поводом для ряда забавных гэгов (вроде избиения тазиком в Воронцовской бане), сколько конфликт людей разных менталитетов, живущих в одной стране, но в невероятно разных мирах.

Стоит отдать должное создателям картины: московский снобизм показан с откровенным отвращением, хотя можно предположить, что они, создатели, относятся к той же категории населения. А вот образ главного героя, несмотря на обаятельную игру Даниила Спиваковского, скорее условен и не претендует на раскрытие характера. К актерским удачам можно отнести работу Елены Яковлевой, чья героиня разрывается между сочувствием к Паше и страхом за собственных детей, и Леонида Ярмольника, достоверно сыгравшего человека, готового ради брошенного когда-то сына разругаться со всем миром. Лучшие же эпизоды фильма, без сомнения, – заслуга Сергея Гармаша, сыгравшего отставного полковника Курбатыча, бывшего Пашиного командира.

В целом же «Мой сводный брат Франкенштейн» – фильм достаточно поверхностный. В последней трети ленты ее создатели уже не знают, что делать с сюжетом, подобно тому как Яник не знает, что ему делать с Пашей. Что и приводит к трагической развязке, будто подтверждающей непреложную истину: кухаркиным детям, к сожалению, все же не место в хорошей московской семье.

Борис ГРИШИН.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Возвращение к корням
Ветер лилипутов
10 дуэтов “Белой ночи”
“Браво” повернуло историю вспять
Второй сольный
Особая новогодняя программа
Выставка Дилана
Коротко
Ученики Паваротти
Queen в Иране
Будут играть в Oasis
Crossroads – «Iron Blues»
Самая великая группа
Весенний альбом
Новогодние планы
Тарантино по-китайски
Запоет по-испански
Пострадал от взрыва
Памятные вещи
Грант – вылитый Кливер
Рождественские намеки
Мечтает сыграть Коко
Учится стрелять
Сюрприз от Стефани
Обнажится в 60 лет
Перепел Хьюстон
Впервые в Москве
Думают о Европе
“Звери” в “Олимпийском”
Продюсирует Шакура
На одной сцене


««« »»»