Это не просто пластинка Crossroads, а переиздание записанного еще шесть лет назад, но так и не выпущенного диска.
Как ни странно, одна из лучших и самых успешно концертирующих блюзовых групп страны все время испытывает сложности с выпуском пластинок. Если не ошибаюсь, это всего лишь третий альбом в их дискографии. «Salado» носили по фирмам чуть ли не три года. «Iron Blues» шел к слушателю в два раза дольше. Кстати, название этой пластинки – всего лишь дань благодарности спонсору, финансировавшему запись. Диск записан на средства компании, производящей газировку оранжевого цвета, и представляет собой подборку мировых блюзовых хитов в исполнении Сергея Воронова, музыкантов его группы и приглашенных инструменталистов.
По сути, почти все эти кавер-версии звучат на каждом концерте Crossroads, и идея зафиксировать их, чтобы каждый желающий мог слушать песни дома, была весьма здравой. Однако дальше фиксации дело не пошло. Проблемы ли с авторскими правами были тому виной или непонятная несговорчивость звукозаписывающих компаний, неизвестно, но коммерческого релиза «Iron Blues» так и не дождался.
Группа же напечатала диск ограниченным тиражом, раздала друзьям и журналистам и продолжила свое беспечальное путешествие по подмосткам блюзовых клубов.
Издание «Iron Blues» на солидном лейбле и со стильным оформлением оказалось очень неожиданным и очень приятным. Черно-белый буклет хочется рассматривать – помимо замечательных фотографий, в нем перечислены все, кто работал над записью каждого из треков. Двух специальных гостей – Александра Лосева и саксофониста Алексея Ермолина – уже нет в живых. Музыку же хочется слушать – кавер-версии блюзов Джими Хендрикса, Вилли Диксона, Роберта Джонсона, Мика Джаггера и Би Би Кинга вечно молодой, вечно пьяный Сергей Воронов исполняет блистательно. Это особенно зримо ощущается, если слушаешь пластинку раз в шесть лет, но противопоказаний к тому, чтобы использовать ее гораздо чаще, не существует (главное – не перебарщивать с алкоголем).
В отличие от демо-копии, в это издание «Iron Blues» не попала композиция Pink Floyd «Wish You Were Here», хотя и ее Воронов сумел сделать вполне блюзовой. Зато здесь есть «(I’m Your) Hoochie Coochie Man», «Foxy Lady», «Sweet Home Chicago», «Cross Road Blues» и т.д. – Crossroads прошлись «по верхам», скажут скептики, а мы назовем это – сняли сливки жанра. Да, тут нет каких-то редких произведений, но они и не требовались: группа сделала качественные версии хорошо знакомых всем композиций. В записи «Statesboro Blues» принял участие сводный хор блюзменов и сочувствующих: здесь слышны голоса Николая Носкова, Александра Лосева и гитарные соло Виктора Зинчука и Андрея Макаревича. Хотя и без этой поддержки Crossroads звучит ничуть не хуже, в чем легко убедиться на других треках.
В общем, лет через шесть лейблам нужно будет снова переиздавать этот, как написано на обложке, «a tribute to good music» – есть основания полагать, что любители хорошего блюза за это время даже компакт-диски сумеют затереть до дыр.
Алексей МАЖАЕВ.