“Папа”: блудный сын возвращается

Художественный фильм «Папа» (Россия, 2004, режиссер – Владимир Машков, в ролях – Владимир Машков, Егор Бероев, Андрей Розендент) – это экранизация пьесы Александра Галича «Матросская тишина», в театральной постановке которой Машков сыграл более четырехсот раз.

Абрам Шварц, завскладом в заштатном украинском местечке, мечтает вырастить своего сына Давида великим скрипачом. И Давид, которому больше всего хочется удрать на улицу, готов упорно заниматься, ибо еще больше ему хочется удрать из сонного захолустья. И вот, десять лет спустя, третьекурсник Московской консерватории Давид Шварц стоит на сцене Большого Зала Консерватории. Он открывает отчетный концерт, он – любимец товарищей и педагогов, он счастлив. Свое провинциальное прошлое младший Шварц не желает даже вспоминать: есть только Москва, яркая, успешная жизнь среди успешных людей, большое будущее. Слегка омрачает его существование лишь отчисление друга, не пожелавшего отказаться от репрессированного отца, но карьера для Давида превыше всего. Он глубоко раздосадован, обнаружив, что собственный отец незваным явился его проведать. Ему стыдно за старика перед модными друзьями, еще больше он боится опорочить себя в глазах начальства. Но всю его жизнь и систему ценностей перевернет война.

Картину, действие которой происходит в трех исторических периодах, отличает тщательнейшая проработка деталей архитектуры и быта. Каждому времени соответствует свое цветовое решение кадра. Несмотря на то, что главные герои этого фильма евреи, а большая часть действия приходится на район бывшей черты оседлости, Машкову счастливо удается избежать попадания в привычный для этой темы пафос, к чему, как выяснилось, он стремился осознанно. Эта картина прежде всего о сыновнем долге и отцовском прощении – проблемах, общих для всех времен и народов. И, как ни удивительно, именно благодаря этому герои вызывают наибольшее сопереживание.

Тема геноцида подана здесь как человеческая, а не национальная трагедия, что в конечном итоге гораздо весомее работает на девиз: «Холокост не должен повториться!» Так советский офицер Давид Шварц входит освободителем в растоптанный гитлеровцами городок своего детства, который он когда-то растоптал у себя в душе вместе с сыновней любовью. Стоит ли добавлять, что подобные коллизии требуют тончайшей и глубокой актерской игры, и актерский ансамбль сумел ее продемонстрировать. Владимир Машков весьма бережно отнесся к тексту Галича, хотя и сократив его согласно требованиям кинопроизводства, но не внося никакой отсебятины. Впрочем, прояснить мотивацию гениального, но эгоистичного карьериста, отказывающегося от армейской «брони», было бы интересно.

Борис ГРИШИН.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Большой концерт “Сплина”
Коротко
Первый сборник хитов
Песни прошлых лет
Превращается в музей
Бунт на корабле
Новогодний вернисаж
«Гражданская оборона» – «Долгая счастливая жизнь»
Четыре CD – 57 треков
“Сиреневый рай” в Москве
Суперпроект Мика & Дэйва
“Биографика” Бутусова
В Париж за картинкой
Наняли охрану
Нестандартный подход
Прервали путешествие
“Карамелькины” дуэты
Фанаты опустились на колени
Михалков играет в “Жмурки”
Отказался от «Репродуктора»
Жасмин разгадала любовь
Возьмут ребенка
Элтон Джон распродает коллекцию
Битва за «Мираж»
Требует денежной компенсации
Концертный DVD Aerosmith’а
Не делайте серьёзного лица!
Аффлек полюбил комедии
Правда о возрасте
Под парусом любви
Альбом в ноябре


««« »»»