“Папа”: блудный сын возвращается

Художественный фильм «Папа» (Россия, 2004, режиссер – Владимир Машков, в ролях – Владимир Машков, Егор Бероев, Андрей Розендент) – это экранизация пьесы Александра Галича «Матросская тишина», в театральной постановке которой Машков сыграл более четырехсот раз.

Абрам Шварц, завскладом в заштатном украинском местечке, мечтает вырастить своего сына Давида великим скрипачом. И Давид, которому больше всего хочется удрать на улицу, готов упорно заниматься, ибо еще больше ему хочется удрать из сонного захолустья. И вот, десять лет спустя, третьекурсник Московской консерватории Давид Шварц стоит на сцене Большого Зала Консерватории. Он открывает отчетный концерт, он – любимец товарищей и педагогов, он счастлив. Свое провинциальное прошлое младший Шварц не желает даже вспоминать: есть только Москва, яркая, успешная жизнь среди успешных людей, большое будущее. Слегка омрачает его существование лишь отчисление друга, не пожелавшего отказаться от репрессированного отца, но карьера для Давида превыше всего. Он глубоко раздосадован, обнаружив, что собственный отец незваным явился его проведать. Ему стыдно за старика перед модными друзьями, еще больше он боится опорочить себя в глазах начальства. Но всю его жизнь и систему ценностей перевернет война.

Картину, действие которой происходит в трех исторических периодах, отличает тщательнейшая проработка деталей архитектуры и быта. Каждому времени соответствует свое цветовое решение кадра. Несмотря на то, что главные герои этого фильма евреи, а большая часть действия приходится на район бывшей черты оседлости, Машкову счастливо удается избежать попадания в привычный для этой темы пафос, к чему, как выяснилось, он стремился осознанно. Эта картина прежде всего о сыновнем долге и отцовском прощении – проблемах, общих для всех времен и народов. И, как ни удивительно, именно благодаря этому герои вызывают наибольшее сопереживание.

Тема геноцида подана здесь как человеческая, а не национальная трагедия, что в конечном итоге гораздо весомее работает на девиз: «Холокост не должен повториться!» Так советский офицер Давид Шварц входит освободителем в растоптанный гитлеровцами городок своего детства, который он когда-то растоптал у себя в душе вместе с сыновней любовью. Стоит ли добавлять, что подобные коллизии требуют тончайшей и глубокой актерской игры, и актерский ансамбль сумел ее продемонстрировать. Владимир Машков весьма бережно отнесся к тексту Галича, хотя и сократив его согласно требованиям кинопроизводства, но не внося никакой отсебятины. Впрочем, прояснить мотивацию гениального, но эгоистичного карьериста, отказывающегося от армейской «брони», было бы интересно.

Борис ГРИШИН.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Аффлек полюбил комедии
В Париж за картинкой
Альбом в ноябре
Фанаты опустились на колени
Первый сборник хитов
Жасмин разгадала любовь
Бунт на корабле
Битва за «Мираж»
Четыре CD – 57 треков
Не делайте серьёзного лица!
“Биографика” Бутусова
Под парусом любви
Нестандартный подход
Коротко
“Карамелькины” дуэты
Превращается в музей
Отказался от «Репродуктора»
«Гражданская оборона» – «Долгая счастливая жизнь»
Элтон Джон распродает коллекцию
Суперпроект Мика & Дэйва
Концертный DVD Aerosmith’а
Наняли охрану
Правда о возрасте
Прервали путешествие
Большой концерт “Сплина”
Михалков играет в “Жмурки”
Песни прошлых лет
Возьмут ребенка
Новогодний вернисаж
Требует денежной компенсации
“Сиреневый рай” в Москве


««« »»»