Алла! Мы ищем таланты!

Еще в апреле на вопрос журналиста, почему отказалась дать мастер-класс на очередной “Фабрике звезд”, Алла Пугачева с присущей ей категоричностью ответствовала:

Есть набор артистов, которые занимаются этим из программы в программу. А мне зачем уподобляться? Всегда была сама по себе. Такой и останусь. К тому же в прежние годы столько сделала для молодых, что теперь могу уступить право поработать другим. Впрочем, у конвейера и раньше не стояла…

И вот спустя всего несколько месяцев после этого высказывания с экрана телевизора раздается: “Видеть ее, слышать ее, учиться у нее!”. Рекламная фраза, зазывающая смотреть очередную “Фабрику”, невольно заставила напрячься, так как показалась слишком уж нескромной и откровенно льстивой. О ком это? О Пугачихе, что ли? И действительно. Любимица всея Руси – Алла Борисовна Пугачева не только председательствовала в отборочном жюри нового сезона “Фабрики”, но и стала ее художественным руководителем. Видимо, “фабриканты” подкинули Алле такую сахарную косточку, от которой она не смогла отказаться.

Ну а что? Мне, например, не раз хотелось сказать пару “ласковых” слов про “фабричные страдания”, но вся эта затея настолько раздражала и вызывала такое противление, что приходилось всякий раз откладывать свои намерения. Нужна ведь хоть какая-то доля симпатии к объекту исследования, чтобы произносить имена, писать о том, что получилось, а что нет, играть словами и понятиями по поводу того или иного персонажа или коллектива. И только участие А.Б.П. решило в этом смысле участь “Фабрики”.

Итак, как стало известно, нынешний кастинг побил все рекорды по количеству участников. Предчувствуя подобную ситуацию, руководители сего предприятия выделили на прослушивание молодых талантов не три дня, как было раньше, а целых четыре. И тут нужно отдать должное терпению и серьезности, с которыми Алла Борисовна подошла к трудоемкому и непростому делу. Примадонна выказывала чудеса дисциплинированности – она прибывала в «Останкино» к полудню и проводила в концертной студии по 9-10 часов, в то время, как ни один из продюсеров прошлых созывов не находился на кастинге беспрерывно. В этой нелегкой миссии Алле помогала “группа поддержки”, в которую входили законный супруг Филипп Киркоров и друг семьи Максим Галкин. Правда, из-за большой занятости (а может быть, просто жалея собственные уши) и тот, и другой приезжали попеременно и уделяли столь благородному занятию весьма непродолжительное время.

Настоящая Звезда имеет право устанавливать свои порядки, и ей, как и следовало ожидать, пошли навстречу. По желанию Пугачевой правила кастинга были несколько изменены. Раньше дело происходило так: участники, разделенные по половому признаку на группы по 12 человек, становились в три ряда на места, помеченные крестиками, и в течение минуты подпевали плюсовой фонограмме известной русскоязычной песни. Курсируя между ними, педагоги прислушивались к вокалу и выдавали особо талантливым карточки-проходки во второй тур. Теперь же Алла Борисовне пожелала, чтобы юноши и девушки демонстрировали свой голос a cappella в индивидуальном порядке. Подходившим к микрофону по очереди участникам достаточно было спеть пару первых нот любой песни, чтобы жюри смогло их оценить.

– Может быть, всем петь «Ммм… Данон»? Гениальная же фраза, и сразу все понятно, – шутила Примадонна.

И действительно уровень вокальной подготовки большинства конкурсантов оставлял желать лучшего: у многих не было не только голоса, но и слуха. Когда терпение Пугачевой заканчивалось, она меняла схему конкурсного отбора: группы парней и девушек становились в шеренгу, и их просили станцевать под ритмичную мелодию, а те, кто прошел «фейс-контроль», могли уже продемонстрировать вокальные данные. Так дела пошли быстрее, хотя «талантов», недовольных решением жюри, стало больше. Одна неуравновешенная конкурсантка с криками «Я пришла сюда, чтобы петь, и я спою!» подошла к Алле Борисовне и прямо в лицо начала горланить ей песню из репертуара Валерии. Но худрука голыми руками не возьмешь – с девушкой тихо распрощались, несмотря на шумную провокацию. Некоторые персонажи откровенно веселили Пугачеву, а кое-кто доводил до того, что Примадонна, не выдержав, сама показывала, как нужно петь, говоря при этом:

– Посмотрите, я охрипшая, больная, но пою с душой! Почему вы так не можете?

Конкурсантов с композициями из своего репертуара Женщина, Которая Поет, не желала слушать – ей не нравилось, когда брали ее песни. И лишь одну девушку, отважившуюся исполнить фрагмент из «Арлекино», председатель жюри озадачила:

– А посмеяться, как я в песне, можешь?

Вместе с тем Примадонна старалась обходиться довольно мягко с участниками прослушивания и, выпроваживая из зала очередную группу, говорила, что все они – «абсолютно колоссальные», но проекту требуются совершенно определенные типажи. В последний день кастинга стало ясно, что г-жа Пугачева осталась не очень довольна результатами отбора:

– Ну где Он? Где же Она? – громко и многозначительно задавалась вопросами певица.

– Алла Борисовна ищет претендентов с сильным характером, – объясняет директор проекта Лина Арифулина. – Должен быть яркий актерский талант, харизматика. Пусть претендент полноват, главное – самобытность. Я считаю, что нам повезло, потому что Пугачева прекрасно понимает актерскую суть эстрады. Еще повезло детям, которые у нее останутся, которых она будет пестовать.

Ну, не знаю. Ведь если посмотреть участников на протяжении того времени, что существует “Фабрика”, то можно заметить, что все юноши и девушки, за редким исключением, до безобразия одинаковы, однообразны, с заученными движениями, мимикой, приемами сценической выразительности. Ведь работают с ними одни и те же педагоги, да и времени на то, чтобы слепить хоть что-то стоящее, на мой взгляд, катастрофически недостаточно. Помнится, Борис Моисеев давал уроки своего непревзойденного мастерства. Ну посудите сами, чему может научить мальчишек это “дитя порока”, каким особенным движениям?

Или такая картина: начинающий певец с наушниками, как водится, и перед микрофоном репетирует свою песню, а на некотором расстоянии от него Алла, расположившись прямо на полу (небожительница любит иногда приземлиться и поелозить по нашей грешной), показывает ему, как надо выражать свои чувства: делает страдальческое лицо, хватается за голову, сжимает кулачок. Но так делает ОНА, а тот мальчик, может, совсем не ТАК чувствует, может, он вовсе не способен переживать, а его учат: “Делай, как я!”. И вот подобные этому парню “певцы” высыпаются потом на сцену, как бройлеры охлажденные на прилавок, – все одного веса, цвета и вкуса. Но что хорошо для курицы, смертельно для артиста. Никакой индивидуальности. А если добавить к этому еще прически под одну гребенку, наряды из общей гардеробной и отсутствие голоса как такового практически у абсолютного большинства претендентов на звание звезды, то картина становится и вовсе удручающей…

Мирно беседуя в кружке с начинающими певцами, Пугачева, прошедшая огонь, воду и медные трубы, втолковывает им:

– Артист, певец – это проводник между небом и сердцем человека…

Неужели Алла Борисовна не понимает, что такая “сверхпроводимость” и называется талантом, и это явление по определению не бывает массовым. Талант не встречается на каждом шагу и научить ему никак нельзя, кто бы этим ни занимался. Да и потом, что эти неоперившиеся птенцы, слетевшиеся на призывный огонек, могут сказать людям со сцены?

Желторотики сидят, вроде слушают, а по их глазам и лицам видно, что они далеко отсюда и им до лампочки все советы, нравоучения, ценные мысли Певицы, выстраданные жизнью. Им, наверное, рисуются картины триумфа на каком-нибудь стадионе в российской глубинке: море цветов, бесконечные автографы, толпы визжащих поклонников и поклонниц, не видевших в своей жизни ничего лучшего. Им наверняка хочется, чтобы все было быстро и красиво, как в предыдущие разы у тех, других, кто уже прошел через это. Ложность и пафосность данного мероприятия греет души шестнадцатилетних – раз их отобрали, раз они уже здесь находятся, раз их по “телеку” показывают, значит, они звезды. “Круто! Ты попал на Ти-Ви!” – ведь так поется в “фабричном” гимне…

Некоторое время назад, когда Пугачева была далека от данного мероприятия и ее спросили, как она относится к подобному производству поп-звезд, певица сказала:

Это телепроект, дающий людям надежду… Но у любой медали есть две стороны. Чем больше «фабричных» изделий, тем сильнее будут цениться штучные экземпляры.

И с этим нельзя не согласиться.

И еще. Несмотря на то, что Алле Борисовне пришлось-таки постоять у конвейера (жизнь, видимо, заставила), думаю, “Фабрике” как проекту пришел конец. Пугачева, принявшая участие в данной затее, – это как раз тот “штучный экземпляр”, та вершина, добравшись до которой, есть только один путь – вниз.

Наталья МАКСИМОВА.

Фото Лилии ШАРЛОВСКОЙ.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Балет, ди-джей и насекомые
Игорь Наджиев: Пою – значит живу
DVD-обзор
Сезон тусовок в разгаре
Коротко
Подбирая интонацию
Певицы подверглись нападению
Две звезды в одном концерте


««« »»»