ПОЛНЫЙ ПРОВАЛ РУССКОГО ШОУ-БИЗНЕСА

Майские праздники я провел в холодной Скандинавии, колеся по Финляндии, Дании и Швеции. Пафосно-старомодный фестиваль “Евровидение” застал меня в городе Хельсинки. Сидя в своем номере в “Рэдиссоне”, я пригласил друзей-финнов, шведов, датчан, а также бывший наш народ, на коллективный просмотр конкурса. Учитывая то, что большинство моих друзей изъяснялись по-русски, а в Хельсинки в гостиницах запросто, видимо, по кабельным сетям, ловится первый канал ОРТ, я имел возможность щелкать телевизионным трумблером по разным каналам, переключаясь с финского варианта “Евровидения” на немецкий, на русский, шведский и т.д. Забавное, скажу вам, было сопоставленьице по части комментариев в кадре и за кадром при том, что картинка везде дублировалась.

Итак, впечатление. Конкурсишко, конечно, пафосный, но страшно скучный, средненький по уровню и ориентированный даже не на поп-музыку, а на некий симбиоз попсы и традиционной эстрады, этакий европейский вариант “Песни года”. Неудивительно, что за всю многомиллионную историю “Евровидения” лишь “АВВА” да Селин Дион, победившие здесь, выбрались в мировые суперзвезды, в остальном – в лучшем случае локальные удовольствия типа Тото Кутуньо, в худшем – никому не известные ни до, ни после ирландцы, англичане и прочие разные шведы. Средний уровень участников данного смотра псевдоевроталантов не впечатлил – он действительно был средним. Экзотикой выделялись лишь различные Турции, Кипры и Мальты, но все эти восточные менестрели памяти Офры Хазы не в моем вкусе. Англоязычные певцы и певицы были на удивление похожи друг на друга, при этом традиционно песенные, шоу-бизнесовые страны, как Англия, бесспорно выделялись уровнем на фоне остальных. Как и обычно, Франция была очень французской, Италия – итальянской, а Испания – испанской. Беря во внимание тот факт, что “Евровидение” – это конкурс песен, а не исполнителей, отмечу, что запоминающихся хитов из 30 с лишним песен я не обнаружил вовсе.

Теперь о нашей участнице. Разумеется, я болел всей душой за Аллу Пугачеву. Во-первых, из чувства патриотизма, во-вторых, из-за того, что я очень люблю Аллу Пугачеву и ее песни. Однако любовь любовью, но истина дороже. Алла Пугачева выступила на этом конкурсе никак, а если точнее – средне спела среднюю песню. Результат, а он однозначно провальный – абсолютно закономерен, и он подтверждается реакцией на песню А.Б. со стороны моих скандинавских друзей, ранее не догадывавшихся о существовании Пугачевой и ее харизмы – реакции на песню “Примадонна” и ее исполнение не было никакой.

Здесь хотелось бы сказать о главном неприятном моменте во всей этой истории – о том, как это поражение преподносилось на родном 1-м канале, а затем, спустя некоторое время, в отечественных СМИ. Вот уж где был “ужас, летящий на крыльях ночи”. Из закадровых комментариев Ф.Киркорова и С.Антипова я с изумлением узнал, что, оказывается, наша задохлая, заштатная и недоразвитая в плане шоу-бизнеса Россия рассчитывала ни много ни мало, как только лишь на 1-е место в Европе. По-моему, этот случай абсолютно клинический, где наглая самоуверенность уже граничит с помутнением рассудка. Однако еще более медицинские сравнения вызвали комментарии ведущих и членов российского жюри после объявления провальных результатов. В моей памяти моментально всплыли застойные выпуски “Международной панорамы” с Генрихом Боровиком, видевшим во всех наших бедах происки мирового империализма, а у моих друзей-скандинавов чуть не выпали челюсти, когда они слышали истеричные призывы типа: “Россия им еще покажет!” или “Наша Аллочка все равно лучше всех” или совсем идиотское “Россию, конечно, на этот рынок не пустят”. То есть 16-летнюю эстонку пустят, девушку с крохотной Мальты – пожалуйста, а вот русскую тетю – ни-ни! Мне на месте господ Саульского и Бабкиной было бы стыдно выдавать на всю страну такую пошлятину в духе бредового ура-патриотизма. Не пустят на рынок! Да вы принесите нормальный, качественный товар – и моментально окажетесь в цене. В этой связи опять вспоминаются унылые советские комментаторы, объяснявшие поражение нашей сборной от канадцев из НХЛ исключительно большой политикой. В прошлом году пролетел со свистом Киркоров, в этом – Пугачева, и все усиленно принимаются их “отмазывать” перед общественным мнением, навязывая доверчивой отечественной аудитории какие-то политические аспекты и пытаясь выдавить слезу жалости – наших обижают! Однако ларчик открывался просто: все дело в качестве. Неважные песни в неважном исполнении – и нет других объяснений того, почему один за другим проваливаются русские участники “Евровидения”. Значит ли это, что Киркоров, Пугачева – плохие артисты? Ни в коем случае, артисты они замечательные, и в нашей стране, бесспорно, лучшие, но их лучшесть, их популярность, их легенда замешаны на русском менталитете, на их истории, на переплетении текстов исполняемых ими песен с их собственными жизненными коллизиями. Но все это имеет к музыке весьма опосредованное отношение, и западной публике, равнодушной к российской харизме, все это глубоко по барабану, а в музыкальном плане и особенно в плане того, что именуется шоу-бизнесом, даже самые лучшие наши исполнители далеко стоят позади самых средних середнячков на Западе. Просто по причине того, что там этот механизм, этот шоу-бизнес функционирует уже много-много лет, а у нас он только лишь пытается начинаться.

Из всех членов российского жюри лишь умница Артем Троицкий, понимавший все это, достойно промолчал и лишь сароднически улыбался, разумно предпочтя не пачкать собственную репутацию громкими оправданиями и нелепыми поисками виноватых. Для этого не нужно ничего искать, нужно только зеркало. Хотя, конечно, забавно было бы посмотреть на того идиота, который спровоцировал Аллу Борисовну на этот в высшей степени неразумный, ошибочный шаг. Однако в масштабах нашей страны она не просто звезда, она – идол, национальное достояние, а его так разбазаривать по всяким “Евровидениям” негоже. Трудно представить сегодня среди участников Элтона Джона, Шарля Азнавура, Адриано Челентано, Хулио Иглесиаса, а ведь для нашей страны Пугачева – фигура одноуровневая.

Что еще огорчило и возмутило – это подобострастно-необъективная реакция на итоги конкурса со стороны коллег-газетчиков. Только лишь отважная “Светская хроника” “Комсомолки” резко и язвительно написала реальные вещи, остальные же газеты, газетицы и газетенки принялись протяжно скулить, пытаясь угодить потерпевшей фиаско Примадонне. С чувством крайней брезгливости прочел в любимом своем “МК” статейку некоей телеобозревательницы, ранее казавшейся объективной, а сейчас, видимо, променявшей свою объективность на пропуск ко двору. На мой взгляд, журналистская репутация этого не стоит (берите пример с Троицкого, не поступившегося принципами).

Эпилог. Конечно, этот конкурс “Евровидение” ничего не изменил. Надеюсь, он кое-кого кое-чему научит. На следующий год я, будь на то моя воля, послал бы на конкурс Свиридову или Мазаева, людей, быть может, не столь харизматичных, зато несомненно более вписывающихся в высокий общеевропейский музыкальный уровень. А так – что? Пугачева осталась Пугачевой. Ложка дегтя в ее российский “come bаck” ничего не поменяла. А что касается отечественного шоу-бизнеса, то и он остался там, где и находился, – в жопе мирового музыкального процесса.

Андрей ВУЛЬФ.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

МОСКОВСКИЙ НЕЗАВИСИМЫЙ
Пишет тебе твоя постоянная читательница
АЛЛА БОРИСОВНА, ДАЙТЕ ЖИТЬ СПОКОЙНО!
Привет, “Экс-МузОБОЗ”!
Здравствуй, Валерий Меладзе!
ПОД УПРАВЛЕНИЕМ СВЕТЛАНОВА
НОЧЬ ЛЮБВИ И ОТКРОВЕНИЙ В ДИСКО-КЛУБЕ “УТОПИЯ”
НЕМНОГО О МНИМОСТЯХ
АЛЛА НА ПЛАХЕ ЕВРОСТАНДАРТА
ТАКОЙ НЕПРОСТОЙ ЗВЕЗДИНСКИЙ
БЫЛО МОРЕ ПИВА
Я ОБЫЧНО ХОРОШО ЗАПОМИНАЮ ВКУС ПОЦЕЛУЕВ
ПИСЬМО БЛОНДИНКЕ ОТ БРЮНЕТКИ
А ЗАЧЕМ НАМ ЛАПША?
…И БЛЕДНОЕ СИЯНИЕ ВОЛОС
АННА ЯНОВСКАЯ: Я СНИМАЮСЬ В КИНО. Я АКТРИСА!
“МУСУЛЬМАНИНА” БЛАГОСЛОВИЛ ПРАВОСЛАВНЫЙ СВЯЩЕННИК
КАК БЛАГОДАРЯ ВОРУ БЫЛО СОЗДАНО ПОСОЛЬСТВО КРАСОТЫ
Владимир МАТЕЦКИЙ


««« »»»