КАК ИЗ ПЕТРА ВЕЛИКОГО ДЕЛАЮТ КАРЛИКА

Чем ближе к красной ленточке, которую предстоит перерезать президенту России и мэру Москвы, приближается бронзовый Петр, тем громче звучат голоса тех, кто стремится помешать празднику – торжественному открытию монумента в честь 300-летия Российского флота. Чуть ли не каждый день появляются заметки, большие и малые, снимки, карикатуры, все вместе создающие негативный образ монумента, искажающий истину. Происходит массированная бомбардировка массового сознания. На головы людей падают и рвутся фугасные бомбы дезинформации.

Нечто подобное переживал Париж, когда на территории, отведенной под всемирную выставку 1889 года, громоздили в небо на триста метров ввысь башню, еще не получившую названия, задуманную инженером Эйфелем. Тогда газеты столицы Франции травили автора точно так, как сейчас художника Зураба Церетели. Цвет нации, выдающиеся мастера культуры, подписались под коллективным письмом-протестом, возмущенные появлением стального монстра. Как им казалось, башня раз и навсегда изуродует пейзаж города. Ги де Мопассан в знак протеста даже покинул дом, громко хлопнув дверью.

Вот и в Москве сейчас нас пугают надвигающейся как черная туча опасностью, угрозой “подавления масштабов Кремля и особенно соседнего, теряющего всякую монументальность храма Христа Спасителя”. Цитирую доктора исторических наук Нину Молеву. Но как можно подавить Кремль, если его никак не видно с места, где стоит Петр? Если что и заслоняет фигура императора, так это две железные трубы, высящиеся за ним на фоне промзоны, труб первой московской электростанции трамвая, фабричных корпусов на набережной.

Другой протестант, профессор архитектурного института Михаил Белов, пугает всех, что в “городе случилась экологическая беда”. Причем здесь экология? Неужели воды Москвы-реки загрязнились и дышать стало нечем оттого, что на Якиманской набережной, в запущенном в общем-то месте воздвигли ростральную колонну с фигурой Петра под парусами?

Так, не самыми чистыми методами формируется общественное мнение, направленное не столько против скульптора и его творения, сколько против власти, правительства города и мэра Москвы. Его волей, преодолевая все мыслимые трудности, доводится задуманное им сложнейшее дело до конца. Многие заводы и институты, лучшие инженерные умы заняты тем, чтобы замечательный памятник, устанавливаемый по инициативе военных моряков, украсил Москву. Адмиралы Гришанов, Касатонов, флот, президент и мэр Москвы – за. Марат Гельман, галерист, авангардного толка, размахивающие батонами и жующие бумагу у монументов скандалисты – против. Творца с мировым именем, главного художника Московской Олимпиады, автора Колумба в Севилье, Георгия Победоносца в Нью-Йорке, святой Нино в Тбилиси, памятника Победы в Москве, называю только недавно установленные монументы, этот делец выводит за круг искусства словами: “Нет такого художника!”. Его слова, как гвозди, вколачивают в головы читателей и слушателей СМИ.

На страницах газет и журналов фотографии Петра заменяют коллажами и карикатурами, а потом проводят “опросы” сбитых таким образом с толку читателей, даже референдум собираются проводить, устраивают пресс-конференции, дезинформируют общество.

Вслед за памятником Победы на Поклонной горе завершается строительство большой статуи преобразователю России. По мысли Юрия Лужкова подобные общенациональные сооружения сплачивают народ, напоминают о героизме прошлого, внушают веру в будущее, доказывают миру, что Россия была есть и будет великой.

Какие средства массовой информации ведут компанию, направленную против памятника Петру? Как раз те, для которых идея единения народов распавшегося Союза ничуть не дорога. Где пером на бумаге доказывают, мол, Россия та самая Федора, которая велика, да дура. Где пропагандируют открытый неким институтом Российской академии закон энергетической неэффективности больших государств, таких как наше. По этому закону хорошо бы России ужаться до полумиллиона квадратных километров. Ни Петра Великого, ни России великой этим людям не надо.

Соревнуясь друг с другом в злословии, публицисты таких изданий создают искаженный образ Петра, выдумывая, что Москву он не любил, город обидел, и к флоту первопрестольная отношения якобы не имела. Монумент вызывает у них приступ ярости. Одному “Петр напоминает несостоявшийся монумент Ленину, которым замышляли увенчать Дворец Советов на месте взорванного храма Христа”. Другому Петр кажется “помесью останкинской телебашни с камерой хранения забытых вещей на Казанском вокзале столицы”. Третий договорился до того, что “Петр это бывший Колумб, отвергнутый американцами. Голова Колумба в Сан-Франциско, а к его телу приставили голову Петра”. Четвертому монумент представляется “пробкой, заткнувшей пространство канала”. Читая эти высказывания, исключающие друг друга, видишь, что объединяет их одно – предвзятость, стремление опорочить незаконченную работу, не дать ей завершиться.

Сказанное иллюстрируется снимками, где все умение фотографов, все возможности современной техники направлены на то, чтобы представить Петра в обезображенном виде, карликом и уродом.

Как это делается, покажу на примере журнала “Столица”, сотворившего фальшивку, достойную изучения на факультетах журналистики как образец дезинформации. Цитирую Сергея Мостовщикова, сработавшего образцовую дезу на пару с фотографом Сергеем Подлесновым. Вот что мы узнаем: “22-метровый пучеглазый самодержец, одетый в римские латы, одной рукой держится за штурвал, а другой, высоко поднятой, грозно сжимает таинственный свиток. С ВЫСОТЫ ПТИЧЬЕГО ПОЛЕТА, НА КОТОРУЮ НАШЕГО ФОТОКОРРЕСПОНДЕНТА РАБОЧИЕ ПОДНЯЛИ С ПОМОЩЬЮ КРАНА (выделено мною. – Л. К.), все это похоже на знаменитую фигуру сеятеля облигаций госзайма, стоящего в небольшом тазу, переполненном чемоданами”.

Рядом с карикатурой из “Двенадцати стульев”, где предстает на тонких ножках “сеятель”, помещена фотография уродливого Петра на таких же ножках, парящего над руслом Москвы-реки. Такого уродства я давно не видел.

Хочу успокоить тех, кто готов возмутиться. Никто фотографа на стреле крана в небо не поднимал, жизнью он не рисковал, модель Петра снял в гостеприимной мастерской Зураба Церетели, где фигура императора стоит без плаща и мачты с парусами. Поэтому нет плаща и мачты на снимке, якобы сделанном с высоты птичьего полета. Широкоугольный объектив с близкого расстояния грубо исказил пропорции рук и ног, потому они кажутся уродливыми. Что не сумел сделать объектив – доделал компьютер. Полученную картинку наложили на снимок Москвы-реки. Так сфабриковали фальшивку, которую дружно перепечатали газеты.

Проникла эта фальшивка даже в сети “Интернет”. Каким образом? Некто “Russia-On-Line Project Manager Eugene PESKIN”, то есть Евгений Пескин, и другой любитель высоких технологий “Senior Sistem Administrator Eugene CERKASHIN”, то есть Евгений Черкашин (их имена значатся в списке компании “SOVAM TELEPORT”) поместили в частном сервере, о чем я узнал из рекламы проекта “RUSSIA-ON-LINE”, понравившуюся им мистификацию. Зачем? Чтобы с ее помощью агитировать пользователей всемирной сети “WWW”, куда попал этот мусор, против Зураба Церетели. Эти “частники” формируют таким новым способом общественное мнение, собирают голоса для подачи коллективного протеста мэру Москвы!

Компьютерную графику использовали на ОРТ, чтобы продемонстрировать в программе “Время”, как якобы голова Петра приставлена к телу Колумба. Многие в это поверили.

Как видим, высокая технология используется для низменных целей. Применяется также старый дедовский способ, монтаж, любимый операторами и фотографами сталинских времен, творцами соцреализма, смещавшими акцент со второстепенного на “типичное”. В наши дни А. Эпштейн остановился на Якиманской набережной с аппаратом перед плавучим рестораном, бывшим теплоходом “Валерий Брюсов”, бросившим якорь метров за триста перед монументом. И сделал снимок с этой точки. Газета “Культура” напечатала фото с радостью, поэтому я увидел знакомый теплоход с большими буквами рекламы “КАЗИНО” над капитанским мостиком. За судном в уголок кадра попала фигурка Петра.

Другой умелец щелкнул затвором за полкилометра от монумента, в саду на набережной, куда среди фигур поверженных вождей попал большой герб СССР, некогда стоявший на Ленинском проспекте. За его колосьями на горизонте просматривается статуя императора. Большой герб с серпом, молотом и маленьким Петром представила публике “Независимая газета”. За ней этот трюк проделали ребята из “АиФ”.

Таким образом из Петра Великого делают карлика и урода, выставляют в нелепом виде рядом с казино и символом СССР. Так из слона делают муху.

Теперь расскажу, как, преследуя ту же цель, обрабатывая общественное мнение, из мухи делают слона. Три месяца подряд, в ноябре, декабре, январе у монументов Зураба Церетели в Москве устраивают шумные театрализованные действа молодые непризнанные гении во главе с Анатолием Осмоловским, раздающим визитные карточки. На них он значится председателем Фонда развития современной культуры с телефоном, но без адреса, какого, очевидно, нет. В этих шоу участвуют артисты театра “Одеон”, адреса которого я также не нашел.

Да, мало кто художника Анатолия Осмоловского знает, как и лицедеев “Одеона”. Но стоит им задумать моление на стройплощадке, раздачу булок под лозунгом “Хлеба, а не зрелищ”, жевание бумаги под лозунгом “Открой глаза, закрой рот”, как тотчас к месту действия съезжаются съемочные группы крупнейших телекомпаний. У демонстрантов берут интервью, к их устам подносят со всех сторон микрофоны.

“Вскоре состоится дебют новых политиков – молодых, выросших в новых условиях и знающих, куда вести страну. Те, кто собрался здесь, тоже молоды, достаточно известны в России и за рубежом, в какой-то степени находятся в авангарде современного искусства и приблизительно знают, как и что нужно делать в культурной политике Москвы и страны”, – это заявил после кушанья бумаги на Манежной площади г-н Осмоловский, о чем сообщили газеты. Хотел бы я знать, о каких “молодых” политиках идет речь, кто из них дергает за ниточку вышедших на авансцену авангардистов.

Почему ни одна телекомпания не оказалась на Якиманской набережной утром 20 октября, когда монтажники подняли громадную статую Петра Великого как раз в день 300-й годовщины основания Российского флота? То была уникальная инженерная операция. Разве событие не имело общественного значения в масштабах не только города, но и всей России? Проходит месяц после подъема статуи, как вдруг на то же место Якиманской набережной, где монтируется композиция, съезжаются словно по команде отдела пропаганды ЦК КПСС машины телекомпаний, операторы, журналисты. Как же не приехать, ведь ожидается скандал, “акция” протеста молодых художников фонда развития современной культуры и науки… Есть ли вообще в природе этот фонд или только значится на визитной карточке председателя? Что он за художник, чтобы брать у него интервью? Никого это не интересует.

Однако журналистов на месте происшествия оказывается во много раз больше, чем протестантов. Так было на Якиманской набережной. Так было на Тишинской площади и на Манежной. Никто из прохожих не спешил к месту скандала. Все, кто гулял в скверах, уходил от греха подальше. Но эти люди не были нужны устроителям шумных сборищ. Они знали: главное начнется, когда сюжет попадет на экраны теленовостей, встанет в один ряд с подлинными событиями. Вот тогда зрителей, невольных участников “акции”, будет насчитываться миллионы.

Так из мух делают слонов, на передний план выходят непризнанные гении. За их спиной, они сами об этом говорят, стоят политики, “знающие, куда вести страну дальше”. Они-то оплачивают булки, бумагу, плакаты, готовы дать немалые деньги на референдум, очевидно, что они же возбуждают интерес СМИ к мухам, бездарно играющим роль элефантов.

Но что бы там ни говорили, что бы там ни жевали, а монтажники на Якиманской набережной сделали свое нелегкое дело на ветру и морозе. Андреевский флаг отныне реет над мачтой “Апостола Петра”. Наш первый адмирал ведет Азовскую флотилию навстречу солнцу.

Впереди – финишные операции, весной почистят бронзу ростральной колонны, установят фонтан, благоустроят набережную, уберут насыпной островок. Но и сегодня видно, Москва установила памятник, достойный Петра. Он всегда был и будет великим, как бы инициаторы шумных кампаний не пытались его превратить в карлика.

Лев КОЛОДНЫЙ.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Привет ОБОЗ!
Приветствую Тебя, о великий и могучий русский МузОБОЗ!
Добрый день, дорогая редакция!
Некоторые люди
Меня зовут Атланта
ПЕСНИ ДЛЯ ДУШИ
“КОРОЛЬ РОМАНТИЧЕСКИХ БАЛЛАД” ВЫСТУПИТ В МОСКВЕ!
СВЕТ СМИРЕНИЯ. ВЕТЕР ТЩЕСЛАВИЯ. ПРЯНЫЙ КОКТЕЙЛЬ
Легенда европейской диско-музыки едет в Москву!


««« »»»