Ироничные московские хипстеры и неутомимые студиозусы музучилищ в далекие семидесятые любили поупражняться в присказках по поводу своих кумиров. «Созрели вишни в саду у Махавишны» – гласила очередная хохма тех лет.
Бытует легенда. В 1967 году Майлз Дэвис, известный своим черным расизмом, неожиданно ввел в свой новый электрический состав двух белых музыкантов. Черные «братья» обиделись: «Брат, ты взял белых, а как же мы? Ты лишаешь нас работы». На это великий трубач ответил: «Если вы найдете черного гитариста, который играет как Джон Маклафлин, я его тут же трудоустрою». «Братья» заткнулись.
Теперь мы увидим того музыканта, ради которого сам Майлз Дэвис изменил своим принципам.
Джон Маклафлин, он же Махавишну, вошел в историю современной музыки не только как блестящий гитарист-исполнитель, но и как композитор, сумевший найти новый музыкальный язык, ставший основой жанров джаз-рок и фьюжн, в которых он синтезировал достижения различных музыкальных традиций и культур.
А началось все с пластинки Майлза Дэвиса Bitches Brew, на которой уже есть композиция Маклафлина. Этот альбом стал вехой в истории развития джаза, в нем впервые переплелись роковые бит-ритмы со сложными джазовыми гармониями и импровизациями. Именно с этого альбома слово «джаз-рок» прочно вошло в лексикон музыкантов.
Вскоре Маклафлин начинает интересоваться индийской философией, йогой и индийской музыкой, существенно отличающейся от европейской необычными гармониями и ритмами. Это выливается в один из самых грандиозных проектов Маклафлина – Mahavishnu Orchestra, чьи виртуозное исполнение, сложнейшая музыка и изысканные аранжировки произвели революцию в мире джаза и рока и сделали Маклафлина классиком уже при жизни. Позже он создает ансамбль Shakti, в который вошли Закир Хусейн и еще два замечательных индийских музыканта. В таком составе они и выступят в МДМ 28 июня.
Киплинг говорил, что запад есть запад, а восток есть восток, и вместе им никогда не сойтись. Маклафлину удалось их свести и дать начало многочисленным экспериментам западных музыкантов с богатейшим фольклорным материалом восточных, а позднее и других экзотических стран.
У того же Киплинга есть рассказ с затейливым индийским именем – “Рикки-Тикки-Тави”. Мало кто помнит, но в 70-е годы в Москве была группа с таким названием, исполнявшая инструментальную музыку в стиле Махавишну. Был и свой, советский Маклафлин – Алексей Уткин, руководитель “Рикки-Тикки-Тави”, а ныне всемирно известный «золотой гобой России», солист ансамбля «Виртуозы Москвы» и руководитель камерного оркестра «Эрмитаж». Как нам стало известно, он уже приобрел билет на концерт кумира своей юности (в 22-й ряд), так что встреча двух Маклафлинов становится вполне реальной.
Сад, культивированный Махавишну, спустя тридцать лет дает достойные плоды.
Георгий АВЕТИСОВ.