Наконец-то завершился самый трудный этап в создании уникального общественного музея имени Николая Константиновича РЕРИХА. Путь становления музея, увы, не был усыпан розами. Арбитражные суды, нападки Минкульта, противоречивые постановления правительства, клевета в СМИ, бесконечное добывание средств на реставрацию – не один год сотрясали деятельность энтузиастов Международного Центра Рерихов по созданию музея. Там по воле Святослава Николаевича Рериха должно было разместиться наследие Рерихов – более 400 картин, архив, библиотека, семейные реликвии, урны с прахом Николая Константиновича и Елены Ивановны.
И все же он наступил – счастливый для поклонников творчества и последователей учения Рерихов день! Благодаря поддержке московского правительства, бескорыстной помощи людей и истинных меценатов в усадьбе Лопухиных прошло торжественное открытие новой расширенной экспозиции Музея имени Н.К.Рериха. Руины старинной усадьбы в Малом Знаменском переулке, переданные Международному центру Рерихов в 1989 году, после нескольких лет громадной работы превратились в великолепный ампирный особняк. А чуть позже, когда отремонтируют флигели, на территории усадьбы будет создан мемориал, в котором найдет свой последний приют прах Николая Константиновича и Елены Ивановны Рерих.
Теперь экспозиция расположена в семи залах, каждый из которых отражает разные этапы жизни и творчества семьи Рерихов – петербургский и индийский периоды, годы Центрально-Азиатской экспедиции (1925 – 1928), когда был собран огромный научный материал о разных национальных культурах Азии и написано около пятисот картин, среди которых “Перевал Сассер”, “Скальный храм”, Гималаи священные” и многие другие. В этом же зале выставлены экспедиционные дневники и документы, личные вещи участников экспозиции – компас, походные часы, хирургические инструменты, пуленепробиваемый жилет, а также тибетская шапка, коллекция тибетских изделий “звериного стиля”.
Особенно интересно отражен период жизни в долине Кулу, где находился основанный Николаем Константиновичем Институт гималайских исследований “Урусвати” (в переводе с санскрита “Свет утренней звезды”). Серия гималайских пейзажей художника передает необыкновенную красоту и дух этих великих гор, их таинственное величие…
Один из залов посвящен Знамени Мира и Пакту Рериха. Это международное соглашение об охране культурного достояния человечества, вопрос о котором Николай Константинович поставил еще в годы Первой Мировой войны и обратился к правительствам России, США и Франции. Проект Пакта о защите сокровищ культуры он опубликовал только в 1929 году, вместе с этим предложил и отличительный флаг, назвав его Знаменем Мира. Он должен был водружаться на объекты, подлежащие охране – музеи, памятники архитектуры, учреждения культуры. Кроме Знамени Мира представлены фотодокументы конференции 1935 года, на которой был подписан Пакт Мира. Идеи этого документа не потеряли своей актуальности, а год назад по инициативе МЦР была создана Международная Лига Культуры, в основу которой легли положения Пакта Мира.
5 августа 1997 года на борт космической станции “Мир” была доставлена копия Знамени Мира, которая после года полета возвратится на Землю в американском космическом корабле “Спейс Шаттл”. Как рассказала вице-президент МЦР Людмила Шапошникова, в будущем именно сюда, в музейно-мемориальный комплекс Международного Центра Рерихов, наши космонавты будут приходить перед полетом в Космос, становясь как бы преемниками великого рериховского учения. Ведь Рерихи всю жизнь познавали тайны Космоса и несли свои знания людям…
Ирина ШВЕДОВА.