ОБНОВЛЕННАЯ “ЖИЗЕЛЬ”

25 декабря в Большом театре состоится премьера новой редакции “Жизели” А.Адана. Премьера, вокруг которой уже давно ходит невероятное количество самых разноречивых слухов, домыслов и прогнозов. Дабы некоторые вопросы прояснить, редакция обратилась к художественному руководителю – директору ГАБТа Владимиру ВАСИЛЬЕВУ, являющемуся автором новой редакции этого старинного балета.

– Владимир Викторович, скажите, пожалуйста, чем же все-таки нынешняя “Жизель” будет отличаться от предыдущих версий?

– Каждое новое возобновление “Жизели” в любом театре любой страны, как правило, всегда чем-то отличается от предшествующей постановки. На моей памяти в Большом было две редакции этого балета: одна (наиболее удачная) принадлежала Леониду Михайловичу Лавровскому и просуществовала на сцене нашего театра более сорока с лишним лет, другая – Юрия Николаевича Григоровича, и просуществовала ровно десятилетие. В моей новой редакции я постарался использовать то лучшее, что было найдено и сохранено всеми хореографами, прикасавшимися к “Жизели” на протяжении ее полуторавекового бытия на русской балетной сцене. Поэтому в афише и программке будущего спектакля перечислены фамилии нескольких хореографов: Ж.Коралли, Ж.Перро, М.Петипа, А.Горского, Л.Лавровского и В.Васильева. Я стараюсь восстановить и вернуть в нынешний спектакль отдельные существенные штрихи и нюансы, выпавшие из последней редакции, осуществленной Григоровичем.

Изменения коснутся декораций (художник Сергей Бархин) и костюмов, которые впервые в нашем театре за всю историю его существования выполняет мастер высокой моды. Я говорю о Живанши. Правда, раньше Пьер Карден тоже делал костюмы для Майи Плисецкой, но это был чисто индивидуальный заказ, а тут костюмы всех участников балета создает знаменитый французский кутюрье: они выполнены в старых традициях “Жизели”, но в них, конечно, присутствуют неуловимые (как раз и делающие моду современной) черты нашего времени.

– А что поставлено вами самостоятельно в процессе возобновления “Жизели”?

– Поставлен pas d’аction из первого акта, который исполняется на музыку “вставного” па-де-де (кстати, в каждой новой редакции “Жизели” это па-де-де то исчезало, то вновь появлялось): теперь на знакомую всем музыку пойдет своеобразный па-де-катр подруг Жизели с четырьмя кавалерами. Ведь изначально в спектакле существовали друзья и подруги главной героини, поэтому я и возвращаю в балет то, что еще в прошлом веке было задумано либреттистом. Заново поставлен мною и крестьянский танец – в него сейчас включена небольшая вариация Лесничего. Изменены также некоторые мизансцены, ну, а главное отличие от предыдущих редакций заключается в том, что партия Лесничего стала более танцевальной, благодаря чему, как мне кажется, значительно усилен драматический конфликт спектакля. (Кстати, может быть, мы переименуем Лесничего из Ганса в Иллариона, поскольку во всем мире, кроме России, он зовется Илларионом.) Линия взаимоотношений Жизели и Альберта, весь хореографический “текст”, принадлежащий этим героям, конечно, остался неприкосновенным. И, безусловно, одна из самых важных задач для меня как постановщика – возвращение аромата романтической атмосферы спектакля и той его особой теплоты I акта, которая, к сожалению, в последнее время казалась утраченной…

– Кто же будет танцевать премьеру “Жизели”?

– В первом составе выступят известные звезды Большого театра Нина Ананиашвили и Сергей Филин. А во втором составе будет танцевать молодежь: уже получивший признание зрителей ведущий солист Николай Цискаридзе и выпускница Московской академии хореографии, 18-летняя Светлана Лунькина, которая готовит партию Жизели с Екатериной Максимовой.

– Почему вы остановили свой выбор именно на Светлане Лунькиной (не станцевавшей в Большом еще ни одной сольной партии) при наличии в труппе нескольких весьма опытных балерин?

– Тут, конечно, сыграла роль не только ее покоряющая молодость. Дело в том, что после довольно долгого перерыва в наш театр наконец-то пришла девочка, которая, как мне кажется, по всем параметрам соответствует образу Жизели. Она красива, легка, грациозна, искренна, женственна, и к тому же ее техника крепнет прямо на глазах. После первого же прогона спектакля на сцене Большого театра мы с Екатериной Максимовой остались ею довольны: Светлана не испугалась пространства огромной сцены, не растерялась, а, напротив, внутренне собралась и станцевала намного лучше, чем в репетиционном зале. Вообще, когда делаешь новую редакцию какого-то старого балета, гораздо легче начинать работать не с теми опытными солистами, которые уже танцевали этот спектакль много раз (их всегда безумно трудно переубедить), а с совсем молодыми, когда первая большая роль для них становится открытием, а потому и они сами часто становятся открытием для зрителей. Вот почему я сначала, например, хотел пригласить на партию Жизели Светлану Захарову из Мариинского театра, но когда нынешней весной на выпускном концерте Московской академии хореографии увидел ученицу М.Леоновой Светлану Лунькину, исполнявшую тогда па-де-де из “Спящей красавицы”, мне как-то сразу стало ясно, что она-то и станцует Жизель. И я верю в то, что Лунькина сделает это хорошо…

– А Екатерина Максимова приглашена вами в Большой театр только для работы со Светланой Лунькиной?

– Да, я хотел, чтобы мою редакцию “Жизели” с новой девочкой репетировала именно Екатерина Сергеевна. Для меня тут необычайно важна преемственность: ведь Максимова в юности, как известно, получила партию Жизели из рук самой Галины Улановой. Уйдя со сцены, Максимова теперь передает роль Светлане Лунькиной. А когда та закончит танцевать (если, конечно, благополучно доживет до пенсии), может быть, она тоже потом передаст партию Жизели какой-то другой молодой балерине… Вот эта связь исполнительских традиций и поколений в старинном классическом балете для меня лично определяет очень многое. А на самых первых репетициях, кстати, порядок движений партии Жизели Светлане Лунькиной показывала Нина Ананиашвили – вот вам еще один пример так необходимой сегодня преемственности.

Беседу вела Екатерина БЕЛОВА.

Фото Елены ФЕТИСОВОЙ.

На снимке: Е.Максимова репетирует с С.Лунькиной.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

У нас появится своя “Эмми”
ЗДЕСЬ СОБИРАЮТ ТЕЛЕВИЗИОННУЮ РОССИЮ
РЕКЛАМНАЯ ПОЗА
“ГОРЯЧАЯ ДЕСЯТКА-2”:БИСТРОТА – ЗАЛОГ УСПЕХА!
СЕРГЕЙ ГАЛАНИН КРОИТ МЕШОК, ЧТОБЫ ПРИКРЫТЬ ИНТИМНЫЕ МЕСТА СОБАКИ
“ГРЕЗЫ” ПРОИЗВЕЛИ ФУРОР НА “ИНТЕРШАРМЕ”
Новогодние сюрпризы от “Сироты казанской”
РОЖДЕСТВЕНСКАЯ СКАЗКА ОТ ЭМИЛЯ КАРАТА
ЛЮБОВЬ НЕ ДОЛЖНА БЫТЬ ГОЛУБОЙ
ПОГРУЖЕНИЕ В СИМВОЛ: БИЛЕТ В ИНЫЕ РЕАЛЬНОСТИ
ПЕСНЯ ГОДА В ВАШЕМ ДОМЕ
БАЛАБАНОВ, БОДРОВ, БУТУСОВ – НОВАЯ ВОЛНА РУССКОГО КИНО-РОК-Н-РОЛЛА


««« »»»