КРЫМСКАЯ ВОЙНА В ПЕРВЫХ ФОТОРЕПОРТАЖАХ

“Товарищи! Если бы я приказал ударить отбой, не слушайте…” Так обращался вице-адмирал В.Корнилов, начальник штаба Черноморского флота, один из легендарных организаторов обороны Севастополя, к войскам, призывая их к мужеству и стойкости. Корнилов погиб от вражеского ядра на Малаховом кургане в начале октября 1854 года, в самый разгар Крымской войны. Его последними словами были: “Отстаивайте же Севастополь!” На месте смертельного ранения адмирала Дмитрий Бобырь с другими севастопольскими юнгами выложил крест из вражеских бомб и ядер… А Малахов курган, севастопольские бастионы стояли до последнего. Как писал один французский офицер, впоследствии убитый, “под Малаховым курганом мы разучились…смеяться”.

349 дней продолжалась героическая оборона Севастополя. Российский гарнизон противостоял вдвое превосходящим его войскам. И хотя город был оставлен, Россия проиграла эту самую кровопролитную в девятнадцатом столетии войну, потеряла свой Черноморский флот, защитники Севастополя, ставшего с тех пор городом русской славы, своей чести, чести русского воинства, не потеряли. А спустя годы началось и возрождение Черноморского флота, и снова Севастополь стал его главной военно-морской базой, национальной гордостью России.

“…Имя Севастополя, столь многими страданиями купившего себе бессмертную славу, и имена защитников его пребудут вечно в памяти и сердце всех русских…”. Эти строки из Высочайшего приказа Российским армиям от 30 августа 1855 года, стали лейтмотивом уникальной экспозиции в Малом Манеже – “Крымская война. 1853 – 1856. Героическая оборона Севастополя”. Ее организовали правительство Москвы, столичный комитет по культуре, Московский дом фотографии, Парижский музей армии, Государственный Исторический музей. Она открылась под патронатом мэра Юрия Лужкова.

Выставка не просто знакомит нас с событиями той войны, она показывает весь ужас и трагизм, который несет в себе всякое военное противоборство. Необыкновенно эмоциональна сила собранных на ней исторических документов. А только так можно назвать фотокадры, сделанные непосредственно на месте событий, во время боевых действий. Именно там, на Крымской войне родилась профессия фотокорреспондента, простой снимок из любительского случайного кадра превратился в документальный репортаж о своем времени. Не случайно у выставки есть еще одно название – первые военные фоторепортажи. И героическая оборона Севастополя – это первая война, запечатленная фотографическим способом.

Сейчас при взгляде на пожелтевшие кадры, которым более столетия, мы меньше всего думаем о том, с какой воюющей стороны их делали, хотя в каждом отражена личная позиция, присутствует свой авторский взгляд. Мы благодарны людям, поспешившим, как мы теперь говорим, в самую горячую точку, оставившим нам огромной значимости исторические документы, обладающие абсолютной степенью достоверности.

Их вооружение было громоздким и неподъемным. Во всяком случае прославленный английский фотограф (англичане, надо отдать им должное, первыми поняли значение фотографии в документировании военных действий), основатель Лондонского фотографического клуба и Королевского фотографического общества Роджер Фентон привез с собой в Крым груз, который по тяжести можно сравнить с пушечным обозом. Семьсот стеклянных пластин и все необходимое для выполнения фотографий. Но и с таким первобытным по теперешним понятиям оснащением фотокорреспонденты смогли представить широчайшую панораму Крымской войны, картину боев за Севастополь, которые приобретают еще большую достоверность, потому что в экспозиции впервые собраны вместе французские, английские, русские снимки, где реалии того времени предстают в наибольшей полноте.

Перед нами проходят лица участников боев, безвестных и тех, чьи имена составили славу России. В обороне Севастополя участвовали и великий писатель Лев Толстой, и великий хирург Николай Пирогов. Мы видим севастопольские укрепления, построенные знаменитым российским инженером Тотлебеном, крымские ландшафты, почти полностью разрушенный город.

В истории многое повторяется. Через сто лет на этих бастионах севастопольцы снова стояли насмерть, защищая город от гитлеровских полчищ, а фото- и кинокамеры писали летопись героизма и мужества. Если бы открытая в Малом Манеже экспозиция не была ограничена временными рамками, фотокадры, сделанные в годы Великой Отечественной войны, а затем в мирное время, вошли в нее яркими страницами, также обладающими абсолютной степенью достоверности. Ведь у подлинно исторических документов есть особая память И она хранит все, что сегодня некоторые хотели бы забыть или переиначить.

Нина БАТАЛОВА.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

НЕИЗВЕСТНЫЙ АВТОГРАФ БЕТХОВЕНА В РОССИЙСКОМ АРХИВЕ
ОТАР ВЕЛИКИЙ (КУШАНАШВИЛИ)
АЛЕКСАНДР ИВАНОВ
АНДРЕЙ ВУЛЬФ: МЕДЛЕННО-МЕДЛЕННО ПОДПОЛЗАЮ К СМЫСЛУ ЖИЗНИ. ЕСЛИ ОН ЕСТЬ, ЭТОТ ЧЕРТОВ СМЫСЛ!
ОРТ СЕГОДНЯ И ЗАВТРА
НЕЗАКОНЧЕННЫЙ МОНОЛОГ НАТАЛИИ МЕДВЕДЕВОЙ
ЭТО ТОЛЬКО СЛУХИ
МУЗЫКАЛЬНЫЕ МАСС-МЕДИА ВСЕ БОЛЬШЕ ПОХОЖИ НА ПЫШЕЧНЫЕ: ПРЯНО, ПИКАНТНО, РУМЯНО, ХРУСТЯЩЕ
“БЛЕСТЯЩИЕ”. ИСТОРИЯ ВОСХОЖДЕНИЯ. ПРОЛОГ
У АЛЛЫ С ФИЛИППОМ БОЛЬШАЯ, НАСТОЯЩАЯ ЛЮБОВЬ. И КАК ВСЕ НАСТОЯЩЕЕ, ЭТО СКОРО УГАСНЕТ
30-ЛЕТИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОГО РОКА И ДЖАЗА ОТМЕТИТЬ В “МЕРИДИАНЕ” НЕ УДАЛОСЬ
Привет, “МузОБОЗ”!
А мы уже выросли!!!
Здравствуй, по-прежнему самый любимый “МузОБОЗ”!
ОНА НАЗЫВАЛА ЕГО ГЛАВНЫМ МУЖЧИНОЙ СВОЕЙ ЖИЗНИ
Игорь Наджиев: Хочу к 30-летию “Королевский альбом”!
“СЛАДКИЕ МЕЧТЫ”
ИРИНА ПОНАРОВСКАЯ ОТКРЫВАЕТ ВСЕХ ЗВЕЗД САМА


««« »»»