«Люмен» – «Всегда 17 – всегда война» ****

Рубрики: [Музыка]  [Рецензия]  

2015, «М2БА»

«Люмен» вновь обратился к краудфандингу, с помощью которого собрал средства на выпуск концертного альбома. Концерт состоялся в Москве в декабре 2014 года, и спустя полгода его запись увидела свет. Диск назван по строчке из первой в программе песни «Далеко». Смысл заголовка – в том, что музыканты стараются сохранить юношеский максимализм и не покроются обывательским жирком, до седин продолжив протестовать против глупости и несправедливости. Музыкальная часть концерта вполне это доказывает: злой и матёрый сет оставит в полном удовлетворении поклонников «Люмена» – команда играет слаженно, агрессивно, не подменяя, а дополняя страсть наработанным профессионализмом. В сет-лист вошли как хиты последних лет, так и давно ставшие классическими «люменовские» «02 (Благовещенск)», «Государство», «Сид и Нэнси»… Таким образом, в очередном успехе песенного материала можно было не сомневаться, он вполне предсказывался. Интереснее было другое – вербальное взаимодействие фронтмена Тэма Булатова с публикой.

Певица Ирина Богушевская рассказывала, что всегда считала приходящую на концерты аудиторию близкой по духу. Поэтому она была несколько обескуражена, когда начала получать отзывы от некоторых «крымнашистских» зрителей, не желающих больше слушать несущуюся со сцены «либеральную пропаганду». Тут нужно заметить, что никаких лекций о международном положении Ирина на концертах сроду не читала, могла разве что вставить пару интеллигентских реплик и шуток «для своих» – но разгорячённой части публики «либеральной пропагандой» кажется сам хрупкий и нежный образ певицы. Что же в таком случае происходит на концертах «Люмена» с его яркой протестной риторикой, где одна из главных песен содержит рефрен «я так люблю свою страну, но ненавижу государство»? Куда с огнём в глазах ведёт свою паству Рустем Булатов? Какие покрышки призывает поджигать и чем отвечают ему провластно настроенные зрители, которых в толпе, конечно, хватает?

«Дозволенные речи» солист заводит уже только после третьей песни. Перед «Нулями и единицами» он пускается в короткое и несколько застенчивое рассуждение о том, что «мир вокруг меняется, и не всегда в ту сторону, куда нам хочется». Благодарная публика, в которой каждый ощущает себя единицей, а не нулём, отвечает восторженным скандированием названия группы. Перед лирично-философским «Лабиринтом» Булатов абстрактно размышляет о путях и тупиках и призывает «искать выход вместе». «Никто не будет в стороне» предваряется проповедью о том, что в глобальном мире никто не сможет отсидеться в хате с краю – даже там тебя достанет Фукусима, Эбола или ИГИЛ. «Кто будет сторожить сторожей?!» – провозглашает Тэм перед «Не простил». «Благовещенск» и «Государство» обходятся без предисловий – всё же и так понятно. Можно констатировать, что в общении с публикой «Люмен» выбрал точные слова, не вызывающие ни желания громить Кремль, ни стремления бить музыкантов за отсутствие лояльности. Местами репликам фронтмена позавидовал бы и Капитан Очевидность – с другой стороны, такой персонаж, объясняющий элементарные вещи, а не призывающий к войне и ненависти, сейчас совсем не помешал бы возбуждённым россиянам в качестве собеседника.

Алексей МАЖАЕВ.


.


Оставьте комментарий



««« »»»