“5 апреля 1997 года. Русская суперзвезда Филипп Киркоров. Все билеты проданы” – эта надпись красовалась на кассах самого престижного концертного зала США – ньюйорского “Мэдисон Сквер Гарден” (“Madison Square Garden”), еще за три недели до начала концерта. Такое здесь бывало разве что на официальных церемониях вручения премий “Грэмми”, да и то там большая часть мест уходит по приглашениям. На остальных же звезд билет вполне можно купить день в день…
Киркоровский запредельный аншлаг вызвал жгучий интерес нью-йоркских экспертов: что за звезда такая, этот Филипп? А когда они узнавали, что билеты на “russian superstar” стоят 200 долларов, в то время как на Стинга или Барбару Стрейзанд в “Мэдисоне” цены втрое дешевле, изумлению американцев предела не было. Он и фотоальбомы-буклеты привез роскошные, дорогие – по 30 долларов. Что же это за артист, вызывающий столь пылкую любовь русскоязычных эмигрантов, чье общее число, кстати, в одном Нью-Йорке перевалило за полмиллиона?..
В ситуации столь гарантированного аншлага Филипп и устроители концерта – 29-летний продюсер Влад Лавринович (выходец из Санкт-Петербурга, последние пять лет живет в Нью-Йорке) и ТВ-канал “RTN” – вполне могли пойти по пути сокращения расходов, а стало быть, увеличения собственных доходов!
Действительно, так ли уж необходимо было везти за тридевять земель на “аэрофлотовском” боинге 60 музыкантов Президентского оркестра России под руководством Павла Овсянникова? Ведь в 3,5-часовом концерте Киркорова оркестр выходит на сцену всего-то на 6 песен, помогая Филиппу исполнить классические хиты из репертуара Элвиса Пресли, Тома Джонса, Пола Анки.
Можно было, наверное, ограничиться золотыми буквами “Филипп” на фоне черного задника, а не грузить трайлеры с декорациями Бориса Краснова, не везти 6-метровой (!) высоты мягкую игрушку – зайца (для одной только песни “Зайка”) от фирмы “Либерти”.
Можно было частично “урезать” и ансамбль “Теодор”, и шоу-балет “Рецитал”, прибегнув к помощи фонограммы. Ну и свет, звук (Филипп заказал комплект, в пять раз дороже общепринятого “мэдисонского”) тоже можно было взять по минимуму.
Сделай все Филипп и его команда “по минимуму”, они могли бы заработать “кучу” денег, и ни один здравомыслящий американец не осудил бы такую политику. Ведь известно, что сила Киркорова не в антураже, не в декорациях. “Я могу спеть и при одном фонаре!” – любит говорить Филипп. Публика шла не на громадного зайца и не на классических музыкантов, а на Филиппа, который умеет заряжать любой зал энергией, на его голос, его внешность, его легенду.
Но все же… В условиях 100-процентного аншлага Филипп, поддержанный своими партнерами-спонсорами – “Аэрофлотом”, компанией “Русское золото” Александра Тарамцева, фирмой “Либерти” выбрал вариант “по максимуму”.
Даже видавший виды “мэдисонский” персонал оказался не вполне готов к такому повороту событий. Ну разве можно успеть смонтировать всю эту махину свето-, звуко-декораций, отрепетировать шоу на сто артистов за те четыре часа, с 13.00 до 17.00, что даются любому гастролеру в “Мэдисоне”. Переработка, даже в лишнюю минуту, здесь карается строгими профсоюзами сногсшибательными штрафами.
Разве можно было, начав концерт в 20.00, закончить его в отведенные теми же профсоюзами три часа, не сокращая программу?..
– Не буду я ничего сокращать! Пусть будет что будет! – говорил он за кулисами.
Филиппа со товарищи в этот апрельский вечер было не остановить! Они оказались готовы к любым расходам, штрафам, к любым неожиданностям – одной идеи покорения шеститысячника “Мэдисона” ради!
С таким боевым настроением и вылетел Филипп в 20.00 на сцену. Встряхнул длинными с ранней проседью роскошными волосами, распростер руки, улыбнулся голливудским смайлом и запел: “Я выбрал этот путь…”
Помню, когда в Россию только начали приезжать западные звезды, они ужасно удивлялись вопросу наших журналистов: будет ли отличаться их программа от той, что они показывают в других странах? Для профи гастролера, совершающего мировой тур, это так странно: он везет по белу свету цельное шоу и не должен ни под кого подстраиваться!
Филипп тоже был начисто лишен заигрывания с публикой. Привез в “Мэдисон” свою сольную программу “Лучшее, любимое и только для вас!” в рамках мирового тура, который начался на Южном Урале и, охватив 20 российских городов, перебросил мостик в Америку, а затем будет продолжен в Израиле, Германии, дабы по осени вновь вернуться в Россию и “опутать” ее от Владивостока до Калининграда.
Парадокс, но исторический концерт в Нью-Йорке фактически ничем не отличался от того, что был дан где-нибудь в Самаре или любом другом городе российской провинции. Но в то же время каждый концерт Киркорова в чем-то эксклюзивен, а уж “мэдисонский” – и подавно. Эксклюзив ведь в Live-концерте определяется не только различием репертуара, но прежде всего степенью контакта артиста с залом.
Публика “Мэдисона”, заплатившая неслыханные деньги (за 70 долларов вы можете купить лучший билет на самый модный бродвейский мюзикл или концерт любой звезды), не могла быть нетребовательной. Эту публику в ролексах и бриллиантах предстояло завоевать, убедить, что доллары не выброшены на ветер. И Филипп выбрал этот путь, показав отнюдь не ностальгическое шоу, которое вполне бы удовлетворило эмигрантскую аудиторию, а живой реальный концерт с размахом новой русской суперзвезды.
На протяжении 3,5-часового шоу не могло быть сплошных побед и оваций. Какие-то песни казались проходными, в каких-то моментах зал выглядел уставшим.
– Не слишком ли велик объем информации, который ты обрушил на головы зрителей?! – спросил я Филиппа в антракте.
– Ничего, пусть привыкают! – улыбнулся Киркоров.
Что ж, в конце концов, ни много ни мало, но публике явно понравилось, что работоспособный Филипп не щадил себя в этот вечер. Боже, как он “нагружал” свой вокальный аппарат, переходя из одной эмоции в другую. Как танцевал, крутился, вертелся, и вместе с балетом “Рецитал”, и оставаясь один на сцене! Похудевший и изменивший имидж, с новой бородкой и новыми костюмами, артист с невероятным запасом энергии.
Любой зал оценил бы такую классную работу. “Мэдисон” таял на глазах и был побежден. В 23.30, когда переработка стала реальностью, зал встал и продолжал слушать концерт. Цветы носили охапками, а ведь здесь не принято дарить букеты. Овации, крики “браво” – все это наблюдалось в избытке.
– Филипп, сколько же ты теряешь в весе после таких концертов? – спросил я, когда все закончилось.
– Не знаю, не измерял.
– Это ведь громадные эмоциональные и физические нагрузки!
– В “Мэдисоне” я завелся и дал такого джаза! – улыбнулся Филипп. – Сам от себя такого не ожидал!
– В твоем нынешнем юбилейном шоу много старых песен, но звучат они порой неожиданно, с иронией, с подтекстом…
– Ты точно уловил эту перемену. Я пересмотрел отношение ко многим песням. Теперь стараюсь “читать между строк”, представляю их с новым взглядом.
– И все же: не рано ли ты взялся за юбилеи? В 30 лет многие звезды только начинают свой путь…
– Этот тур я сам придумал, этим туром сам себе хочу сделать подарок.
– А что произойдет 30 апреля? Ходят разговоры, что ты собираешься устроить феерическую вечеринку в стиле недавнего юбилея Элтона Джона или дать пафосный концерт в Петербурге?
– Все у нас складывается по-другому. Алле необходимо в эти дни уже прибыть в Дублин, на официальные репетиции конкурса “Евровидение”. И мы 30 апреля будем вместе в Ирландии.
– Филипп, когда в зале “Мэдисона” после “Пташечки” выключили свет, то пауза затянулась почти на четыре минуты… Тебе не было страшно, что публика начнет расходиться?
– Я понимал, что за это время могло уйти домой ползала, но ведь никто не ушел. И когда луч прожектора высветил меня в куртке от Юдашкина с песней “Виноват я, виноват” – это был шок для зрителей.
И действительно, после этого они все встали в едином порыве благодарности, причем первыми поднялись обладатели самых дорогих билетов. Так, стоя слушали еще и новую газмановскую песню “Единственная”, а потом еще несколько минут требовали продолжения, не веря, что все закончилось…
– Филипп, после такого приема у меня возникло ощущение, что ты бы смог приезжать в “Мэдисон” раз в год, как это и делают крупные мировые звезды…
– Можно, но мне это не интересно. “Мэдисон” для меня в чем-то уже пройденный этап. И вообще в мире есть много хороших залов. Я давно мечтаю о парижской “Олимпии”, о берлинском “Фридрихштадтпаласте”, а в Америке на горизонте уже маячит лучшая концертная сцена Лас-Вегаса “Сезар-Палас”.
…А впрочем, в отличие от западных звезд, у которых все расписано на год-два вперед, в наших артистах еще силен дух импровизации, творческой интриги, сюрпризов. И никто не возьмется сейчас прогнозировать: чем удивит russian superstar Филипп Киркоров.
Михаил САДЧИКОВ.
Нью-Йорк – Москва.