Когда вы придумываете новый, смелый, решительный художественный прием – ну, например, «а не скинуть ли мне диван с балкона десятого этажа – и посмотрим, что будет», – всегда надо помнить о том, что в дальнейшем тот же самый прием неизбежно освоят и другие, после чего диван полетит уже на голову вам.
Так, на Майдане считали, что свобода и независимость бывает только у них, и поэтому вполне допустимо сжечь заживо милиционеров. Мы ж свободные люди, у нас борьба, и нам – можно.
Однако те же свободные люди, когда пришла им пора оказаться под огнем «Градов» ополчения Донбасса, – внезапно поняли, что рамки свободы могут быть расширены и таким образом, что им самим будет кисло. Им это не понравилось. Но что ж поделать.
Вот и деятели современного искусства одно время думали, что им – и только им – позволено резать на выставке живую свинью, вламываться куда угодно и орать там все, что придет в голову, рисовать без разрешения поверх чужих работ и рубить иконки топором.
Но вдруг выяснилось, что их метод вовсе не уникален – и, о ужас, может быть применен и к ним тоже.
К ним тоже можно вломиться. У них на выставке тоже можно устроить безобразие – в жанре, скажем, православного концептуализма.
А почему бы и нет?
Вредно думать, что вы здесь одни самые смелые, самые решительные, и все покровы срывающие, и все диваны с балкона бросающие.
Зато полезно поднять голову.
Видите?
Он летит к вам.