«Наследники»: Зеркало для героя ***

Рубрики: [Кино]  [Рецензия]  

Показ драмы «Наследники» (Россия, 2015, режиссер Владимир Хотиненко, в ролях – Леонид Бичевин, Александр Балуев, Анатолий Белый, Агриппина Стеклова, Александр Коротков, Алла Юганова) состоялся 23 июня в рамках 37-го ММКФ в Центральном доме киноактера.

Перед зрителями – студия телевизионного ток-шоу «Наследники» под руководством ведущего Глеба (Леонид Бичевин). Ток-шоу историческое, но это не мешает ему изредка затрагивать актуальные темы. На этот раз в студии собрались политолог (Анатолий Белый), историк-интеллигент (Александр Коротков), профессиональный патриот (Александр Балуев), поп-дива Ангелина (Агриппина Стеклова), благостный батюшка и детский доктор (Алла Юганова). Они в рамках празднования юбилея преподобного Сергия Радонежского обсуждают его фигуру и наследие.

Понятное дело, в эфир передача пойдет в записи, поэтому всю крамолу, даже если она и прозвучит, из ток-шоу вырежут. Однако в перерыве Глеб узнает (что характерно, от Александра Гордона лично), что «Наследников» закрывают, но его непосредственный босс (Наталья Курдюбова) держит это в тайне от него. Глеб «срывается» и идет ва-банк: он с помощью джеймсбондовского приспособления (авторучки с камерой) начинает транслировать шоу на свой YouTube-канал в прямом эфире.

И теперь он задает только острые вопросы и говорит, что думает – разоблачает церковь, власть предержащих, бюрократию, санкции, украинский кризис… Зрители видят настоящие, насколько это возможно на телевидении, эмоции, а также дым и динозавров, рейтинги шкалят, руководство канала в истерике.

«Наследники» хотят казаться остросоциальным, критическим высказыванием о том, как телевидение дурманит население (мысль «народ как дети» доносится максимально внятно), о том, как политика подчиняет себе историю, о том, какое место в сегодняшней России занимает религия, и так далее. По крайней мере, наблюдать за тем, как Хотиненко и его команда транслируют общие места из лагеря оппозиции, нескучно, а для широкого зрителя подобная «навальновщина» может и вовсе стать шокирующим откровением, если, конечно, фильм дойдет до проката (российская премьера намечена на 29 октября).

Прежде всего, «Наследники» раздражают своим символизмом, театральностью и предсказуемостью. За каждым из героев стоит свой узнаваемый прототип, и это вряд ли можно назвать оригинальным ходом. У каждого из героев, видимо, для глубины и 3D-психологизма имеется своя жизненная драма, и по мере развития сюжета зритель вынужден ознакомиться с ней. Самое страшное, что ближе к финалу «Наследники» начинают источать духовность в самом непереносимом смысле этого слова.

Стоит отдать должное режиссеру – эта, по определению критиков, «экранизация газетного фельетона» сделана довольно увлекательно, не без юмора и иронии. Стоит отметить и отдельные актерские удачи (Бичевин, Белый, Стеклова), и некоторое постмодерн-нахальство самого Хотиненко. Снять отповедь «зомбоящику» средствами самого «зомбоящика», поставить перед главным героем зеркало, чтобы в финале цинично над ним посмеяться… Ну что ж, браво!

Денис ШЛЯНЦЕВ,.


.


Оставьте комментарий



«««
»»»