Абсурдная реальность

Рубрики: [Кино]  [ММКФ]  [Рецензия]  

РеальностьВ программе «8 ½ фильмов» 37-ого ММКФ была представлена последняя работа режиссера Квентина Дюпье (известного также как музыкант под псевдонимом Mr.Oizo) «Реальность». В ставшей уже пятой в фильмографии француза ленте, он продолжает развивать свою концепцию тотальной беспричинности и абсурдности мира, а вместе с ним и кинематографа. И, надо сказать, для такой предпосылки «Реальность» оказывается весьма любопытной и смешной картиной.

Говорить о сюжете в данном фильме по большому счету бессмысленно. Девочка по имени Реальность замечает в потрохах убитого отцом на охоте кабана синюю видеокассету, которую она очень хочет посмотреть, но не может, хотя бы по той причине, что все это происходит в фильме, который снимается неким бывшим документалистом Зогом, заставляющим, например, девочку действительно спать для съемок сцен сна. К продюсеру этой картины приходит один из операторов второсортной кулинарной передачи с идеей для съемок фильма, сюжет которого предельно нелеп, но все же продюсер соглашается при одном условии: Джейсон должен за два дня записать самый страшный крик в истории кино. Тем временем у ведущего упомянутой кулинарной передачи начинается сильное раздражение кожи из-за костюма крысы, в котором он, собственно, шоу и ведет. За полтора часа, что идет фильм, все персонажи успевают неоднократно побывать в снах друг друга, обнаружить собственных двойников, нарушить законы времени и пространства и побыть героями в фильме, о котором они не подозревают.

Дюпье нагнетает абсурд происходящего ближе к финалу настолько, чтобы совершенно точно ни у кого не осталось никаких сомнений – в «Реальности» нет смысла. Никакого. И это ее главный смысл. Связывая все нарративы между собой с каждым новым сюжетным поворотом все более бредовым образом, последовательно низводит фильм к абсолютному семантическому нулю. Стремление к получению ответов, к систематизации явлений и их осмыслению Дюпье высмеивает, нарекает «экземой, которая находится у вас в голове». Мыслительный процесс, по Дюпье, никого не делает счастливее, а только все дальше заводит в дебри иллюзорных причинно-следственных связей.

Пожалуй, в «Реальности» на сегодняшний день манифест французского режиссера находит свое наиболее совершенное в кинематографическом смысле воплощение. Конечно, до того, чтобы стать классиком сюрреализма наряду с, скажем, Бунюэлем или Линчем (аллюзии на такие его работы как «Шоссе в никуда» и «Малхолланд драйв» в «Реальности» наличествуют в немалом количестве), Квентину Дюпье невообразимо далеко, но прогресс в сравнении с предыдущими лентами заметен. Это проявляется и в темпоритмике, и в игре с тоном картины, в отдельных эпизодах остроумно прикидывающейся разными жанрами. Прекрасно лег на фильм и минималистичный саундтрек Филиппа Гласса, странным образом работая одновременно как на саспенс, так и на комичность. Колоритные образы удалось создать и сравнительно именитому актерскому ансамблю, состоящему из Алена Шаба, Джонатана Ламбера, Элоди Буше, Джона Хидера, Джона Гловера.

«Реальность», конечно, не уморительная комедия и не тот фильм, который сможет заинтересовать широкую аудиторию, хотя, по сути, выполняющий ту же функцию, что и как раз таки коммерческое развлекательное кино, призывая просто получать от картины удовольствие и усмехнуться над всеобщей бессмысленностью, а не напрягать лишний раз мозг для интерпретаций и расшифровок идей автора.


Константин Игнатущенко

Кинокритик, журналист, теолог. Автор монографии «Сравнительный анализ доктрины канонических Упанишад в контексте православного мировоззрения (по текстам Дойссена П.Я.)»

Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Внутренний голос АБГ
Градский Александр, человек-театр & эпоха
О, эти наши звенящие му…зыканты
10 лет без Юрика
Коротко
Нет – скуке
Страшно прекрасная сказка
«Эверест»: Человек уходит в горы
Театр открылся наконец


«««
»»»