Можно всю жизнь прожить в Москве, не подозревая о существовании десятков прекрасных и приятных для посещения уголков города. Одно из них — Ботанический сад Московского университета, не так давно вернувший себе свое историческое название «Аптекарский огород». Попав в этот волшебный оазис живой природы, испытываешь острое сожаление от того, что ты не гулял там в детстве и не ходил туда на романтические свидания в юности.
«Аптекарский огород» занимает около семи гектаров в центре города, уютно расположившись между проспектом Мира и Грохольским переулком. Однако, заметить его неземную красоту, прогуливаясь по упомянутым улицам не получится, так как она надежно укрыта от посторонних глаз зданиями. Постройки по периметру сада служат для защиты от ветра и городского шума, и в лихие 90-е годы именно масштабная реконструкция спасла это дивное место от разорения. За свою долгую историю сад много раз переживал периоды процветания и разрухи, не раз находился на грани исчезновения, но судьба всегда хранила его.
Живые памятники
«Аптекарский огород» было основан еще в 1706 году указом новатора Петра I. По легенде, на его территории до сих пор растут деревья, посаженные лично императором! Так «Королевское» происхождение приписывается сибирской лиственнице (пережившей, среди прочего, удар молнии) и белой иве, раскинувшейся у пруда. Исторически сад вовсе не был местом отдыха, а использовался лишь для выращивания и заготовки лекарственных растений, поэтому управляли им эксперты из Германии.
В начале XIX века «Аптекарский огород» был куплен Московским университетом, что наделило его статусом научного заведения. Во время войны с Наполеоном значительная часть территории, включая некоторые оранжереи и библиотеку, была охвачена пожаром. Но даже война с французами не смогла уничтожить сад полностью: отопление пальмовой оранжереи не прекращается вот уже более двух веков. Столько же лет одному из самых старых обитателей — саговнику улитковидному, прибывшему в 1807 году из Горенского ботанического сада графа Разумовского. Сейчас это почтенное дерево соседствует с финиковой пальмой, бананом и редкой коллекцией хищных растений.
Ближе к середине XIX века после очередной реконструкции университетский сад стал одним из любимых мест отдыха горожан, и с той поры его аллеи наполнились людьми. Но научная работа тоже не прекращалась — коллекции пополнялись новыми экспонатами, и сад по-прежнему был хорошо известен ботаникам за границей. Но потом грянул XX век со всеми его катаклизмами. Нетрудно догадаться, что ни революция, ни Великая Отечественная война не пошли огороду на пользу. А в советский период внимание государственных деятелей и научных умов переключилось на новый академический заповедник, заложенный в Останкино. Таким образом, к началу 1990-х старейший российский ботанический сад оказался на грани исчезновения: корпуса и оранжереи обветшали, а территория заросла до такой степени, что ее закрыли для посетителей.
Нынешний директор «Аптекарского огорода» Алексей Ретеюм вспоминает, как будучи студентом 2 курса Московского университета, в самом начале 90-х он впервые попал в сад: «Я всегда любил оранжереи, но тогда они не произвели на меня впечатления. Все было убого: здания разваливались, коллекция была бедной, то есть никак нельзя было сказать, чтобы сад поражал воображение». Однако чем-то он все же зацепил молодого специалиста, потому что вскоре именно он стал его директором.
«Дело все в том, – рассказывает Алексей, – что мы с моим коллегой Артемом Паршиным, который сейчас является нашим ландшафтным архитектором, познакомились с тогдашним директором Ботанического сада МГУ профессором, членом-корреспондентом Академии наук Вадимом Николаевичем Тихомировым и предложили ему программу восстановления сада. Он сразу же ее одобрил, после чего рекомендовал меня на должность руководителя». Так и началась новая жизнь старейшего в стране ботанического сада.
Большая стройка
Задача была непростой – предстояло полностью реконструировать территорию, не нанеся при этом ущерба растениям. План включал в себя строительство нескольких зданий по периметру (вдоль Проспекта Мира и Грохольского переулка) и реконструкцию оранжерей: некоторые растения уже давно переросли отведенные им объемы и упирались в прозрачные потолки, из-за чего сотрудники были вынуждены ходить в касках, опасаясь падающих стекол. Денег не было, поэтому предстояло самим найти инвесторов.
Заручившись поддержкой университетского руководства, авторы проекта стали собирать все необходимые документы. Ко всему прочему предстояло преодолеть озабоченность местных жителей – нетрудно себе представить, что их волновала судьба зеленого оазиса, рядом с которым им посчастливилось жить. Тем не менее, всех удалось убедить в том, что преобразования пойдут на пользу не только саду, но и району в целом.
С технической точки зрения, сложнее всего было справиться с реконструкцией оранжерей, обладающих архитектурной и исторической ценностью. Отдельные защитники памятников Москвы сочли, что инженерные сооружения заслуживают большей защиты, нежели уникальные растения, растущие внутри. «Если функция не влезает в памятник — тем хуже для функции» – говорили они. Однако, и здесь удалось достичь компромисса. «Мы нашли выход: все архитектурно ценные элементы старых конструкций и фасадов были интегрированы во вновь возникшие объемы» – рассказывает Алексей Ретеюм. И действительно, каркас старой оранжереи, сохранившийся внутри новой, смотрится эффектно и оригинально благодаря особому освещению. Создается впечатление, что это не вынужденная мера, а хорошо продуманный архитектурный прием.
Ввиду большого количества разнообразных сложностей реализация проекта продолжалась не один год: ограды и павильоны вдоль Грохольского переулка были закончены в 1998-м, а потом началось строительство комплекса главного входа и параллельно – реконструкция оранжерей. Последние строительные работы завершились лишь два года назад.
Цветы сами решают, когда им цвести
Сейчас «Аптекарский огород» по праву можно назвать одним из самых популярных мест отдыха любителей природы. «Мы рады, что востребованы — чтобы увидеть некоторые наши экспозиции люди стоят по два часа в очереди! – рассказывает Алексей Ретеюм. – И фестиваль «Тропическая зима», и «Весенний фестиваль цветов» исключительно популярны, их посещают десятки тысяч человек, что на самом деле большая проблема. Во время весеннего фестиваля, гуляя саду, они рискуют затоптать экспонаты, ну а когда толпы собираются в оранжереях – это совсем тяжело. Емкость, увы, не беспредельна и мы боимся, что в какой-то момент количество людей может стать некомфортным как для них самих, так и для растений». Популярность сада, безусловно, приятна тем, кто вложил в него душу, но опасения, что ему могут повредить поклонники, вполне реальны.
Впрочем не все так плохо – еще несколько оранжерей должны быть введены в эксплуатацию в ближайший год-два. Сейчас они обустраиваются и наполняются растениями. В любом случае вложения себя оправдывают: «Мне кажется, когда сад был убогим, неряшливым и жалким, – говорит Алексей Ретеюм, – отношение людей к нему было соответствующим. Они не чувствовали ни ценности этого места, ни вложенного труда. А теперь, когда посетители видят, что об этом пространстве заботятся, что им занимаются, они, в свою очередь, начинают вести себя иначе. Я часто вижу, как посетители удерживают друг друга от нарушения правил поведения в нашем саду».
Культурный центр
Современный ботанический сад, по мнению его руководителя, должен быть и культурным центром. Поэтому в «Аптекарском огороде» ежегодно проводится конкурс молодых архитекторов, устраиваются самые разные концерты, организуются выставки современного искусства. Кроме того, работает театр «Сад» с собственным, оригинальным репертуаром.
Но главное событие сезона «Весенний фестиваль цветов», который проходит в несколько циклов, ведь цветы сами решают, когда расцветать. В разгар мероприятия пространство покрывается яркими коврами из цветущих растений, постоянно меняющими цвет, ведь миллионы цветов распускаются одни за другими. Одновременно начинают цвести и деревья. Сначала магнолии, потом сакуры и вслед за ними абрикосы, яблони, груши, миндаль. Ну а потом вступают рододендроны, являя собой и вовсе феерическое зрелище.
Весной в родные пенаты возвращаются большие желтые утки, соловьи своим пением наполняют атмосферу радостью, так что пропустить фестиваль цветов никак нельзя. Так что все в сад!