Из истории борьбы с инфекциями

Рубрики: [Здоровье]  [Разное]  

Во время крупных эпидемий в России при ничтожном числе земских медицинских учреждений невозможно было изолировать всех инфекционных больных. Е.В. Святловский приводил пример, когда в 1884 г. конотопские врачи зарегистрировали почти 27 тысяч инфекционных больных, изолировать всех в имеющиеся земские лечебницы было невозможно, как и организовать проведение дезинфекции таких масштабов.

Вот почему врачи придавали большое значение своевременному обнаружению инфекции, когда еще можно было остановить ее распространение.

Из-за несовершенства форм отчетности об инфекционных заболеваниях случалось, что об эпидемии холеры в соседнем уезде врачи узнавали спустя несколько месяцев. С середины 1880-х годов в ряде земских губерний началась публикация периодических ведомостей о заразных болезнях, что имело огромное практическое значение.

Одной из наиболее эффективных противоэпидемических мер было оспопрививание. Вакцинация против оспы производилась в основном гуманизированной лимфой («с ручки на ручку»), что несло в себе опасность заражения сифилисом и другими инфекционными болезнями. В начале 1880-х годов Вольное экономическое общество начало изготовлять так называемый телячий оспенный детрит, который в смеси с глицерином мог храниться длительное время.

По почину Московской губернской земской организации, открывшей собственный оспенный телятник (1882), снабжавший оспенным детритом ближайшие губернии, оспенные телятники стали устраивать и другие земства. К началу 1890-х годов в земских губерниях существовало уже 63 земских телятника — 15 губернских и 48 уездных.

В подавляющем большинстве оспопрививатели объезжали селения, но в некоторых уездах практиковалось оспопрививание на сборных пунктах, что затрудняло прививку детей. В Московской и Херсонской губерниях оспопрививание доверялось только земскому медицинскому персоналу, в других губерниях в оспопрививании участвовали специально обученные крестьяне, духовенство, учителя.

В большинстве губерний расходы по оспопрививанию брали на себя губернские управы. Отчетные материалы земских организаций свидетельствовали, что в конце XIX в. около половины родившихся детей еще оставались без прививки. В результате в земских губерниях от эпидемии оспы в 1909 г. умерло 32 тыс. человек, а в 1910 г. — 42 тыс.

В 1886 г. в Одессе была открыта бактериологическая лаборатория и первая пастеровская станция в России (Н.Ф. Гамалея и И.И. Мечников) и бактериологическая станция при Самарской губернской земской больнице. Н.Ф. Гамалея и И.И. Мечников работали в тесном контакте с земскими организациями и проводили курсы по бактериологии для земских врачей.

Профессор Ф.Ф. Эрисман

Профессор Ф.Ф. Эрисман

Ф.Ф. Эрисман выступил с протестом против излишнего увлечения бактериологией, которая, по его мнению, имела для гигиены значение вспомогательной науки. Отрицание Ф.Ф. Эрисманом важности  бактериологических  исследований  для   гигиенических мероприятий было своеобразным протестом против официального признания бактериологии правительственными кругами ведущим направлением гигиенической науки. Дискуссия приобрела социальный оттенок. Между тем уже на III Пироговском съезде в 1889 г. профессора-гигиенисты И.П. Скворцов и М.Я. Капустин в своих докладах отмечали целесообразность объединения различных методов санитарных исследований.


Леонид Миров


Оставьте комментарий



««« »»»