Яростная дорога безумного Макса

Безумный Макс

С момента выхода на широкие экраны картины «Безумный Макс: Дорога ярости» уже прошло немало времени и пыль после бури восторженных отзывов понемногу улеглась и за ними стало возможно разглядеть, что же это за фильм, на создание которого ушло семнадцать лет у именитого режиссера Джорджа Миллера, снявшего четвертую часть своей пост-апокалиптической франшизы, начатой еще в далеком 1979 году, и, по общему консенсусу, ставшей переизобретением всего жанра экшн и выведшей понятие блокбастер на совсем иной уровень. Вопрос же однако остается в том, в чем же концептуальная новизна этого уровня и, если это развитие жанра, то инновационно ли оно или, напротив, консервативно следует тренду слияния с видеоиграми в смысле художественного исполнения и идейного наполнения, уподобляя полнометражное кино всего лишь расширенной до двух часов версии собственного трейлера?

Это сопоставление с трейлером не случайно – сущностно, зритель ничего нового по сравнению с промо-роликами не узнает, наблюдая за драйвовым безостановочным действом большее количество времени. Сценарий тут, конечно, есть, однако всерьез рассуждать о его перипетиях или анализировать его содержимое в общем-то нелепо, ибо этот сюжетец, по большему счету сгодился бы для любой, и самой проходной интерактивной «игрушки».

«Безумный Макс: Дорога Ярости» повествует об истории бунта военачальника Фуриосы (Шарлиз Терон) против деспотичного правителя Цитадели (в которой, в отличие от прочего мира, до сих еще есть плодородные земли и чистая вода) Несмертного Джо (Хью Кияс-Бёрн), предпринимающей попытку бегства в Зеленые Земли, где она была захвачена в рабство еще в детстве. Вместе с ней бегут и пять жен-наложниц диктатора, протестующие против объектно-предметного к ним отношения. За ними в погоню бросается целая армия фанатично преданных Несмертному Джо воинов, обожествляющих своего правителя и убежденных в своем скором попадании в Вальгаллу. Одному из преследующих Фуриосу водителей, Наксу (Николас Холт), Макс Рокатански (Том Харди), служит эдаким транспортабельным донором. А дальше погоня, погоня, погоня, в процессе которой Макс с Фуриосой формируют неуловимый водительский экипаж, у Накса происходит переоценка ценностей, а к армадам Несмертного Джо присоединяются воины Людоеда и Главного Оружейника, также являющимися крупными воротилами в пост-апокалиптическом социуме контролирующими топливо и, соответственно, оружие. Но главное, понятно, погоня.

Безусловно, то, как новый «Безумный Макс» поставлен, не может не вызывать восхищения. Джорджу Миллеру, оператору Джону Силу и монтажеру Маргарет Сиксел удалось создать беспрецедентно изобретательный, адреналиновый экшн, которому удается не снижать заданный с первых кадров высочайший темп на протяжении всей ленты. Поразителен по нынешним временам и перфекционизм режиссера, постаравшегося минимизировать количество компьютерной графики и снять фильм максимально живо, в итоге, вроде как, восемь камер было разбито в процессе съемок, так что в чем в чем, а в халтурной работе тут создателей не обвинить.

Но при всем своем визуальном великолепии «Безумный Макс» уже минут через сорок, к сожалению, начинает превращаться в утомительное зрелище, которое с каждой минутой старается еще сильнее удивить уже пресыщенного зрителя и нашпиговать еще большей порцией «высокооктанового» безумия. Это оборачивается однобокой аттракционовостью картины, которая ничего кроме нарастающей концентрации сумасшедших по сложности и эффектности трюков не содержит. То, что должно быть кульминацией, постепенно обращается в рутину. Таким образом в «Безумном Максе» абсолютно отсутствует саспенс, и фильм не способен эмоционально вовлечь зрителя или чем-то удивить кроме трюкачеств каскадеров и находчивости постановщиков.

Говоря о сюжете, важно отметить, что проблема его вовсе не в простоте, очевидно, что сложный и навороченный сценарий необязательно удачен, а именно в рудиментарной его функции в фильме. Да, можно сказать, что Макс преодолевает чувство вины за смерть близких в прошлом, помогая Фуриосе и пяти девушкам, для самой Фуриосы становится ясна необходимость прямой конфронтации со злом, а не постоянного от него бегства, неважно внутри себя или по бескрайним пустыням, происходит и перерождение личности Накса, избавление его от морока пропаганды Несмертного Джо, но сколько экранного времени дается на развитие этих внутренних конфликтов персонажей? Хватило бы его хотя бы на короткометражный фильм? Конечно же, нет. Тоже самое можно сказать и о феминистическом посыле «Безумного Макса». На поверку протест очаровательных дам против гротескно-уродливого патриархального уклада невозможен без фигур Макса и Накса, но интереснее как представлен утопический матриархат в процветающем племени «Тысячи Матерей» на «Зеленых Землях», которым грезит Фуриоса. Его судьба напрямую заставляет усомниться в том, что финал «Безумного Макса» следует считывать как строго положительный и предполагающий обязательное изменение к лучшему в будущем Цитадели.

Удивляет то, что, несмотря на все эти очевидные недостатки, иные критики расхваливают фильм со страстью достойной воинов Несмертного Джо, хотя художественная ценность работы Миллера вряд ли выше, чем иных фильмов Зака Снайдера, которого ругают за визуальные излишества, или даже экспериментов Роберта Родригеса и Квентина Тарантино в «Грайндхаусе», с той лишь разницей, что австралийский режиссер потратил намного больше усилий на постановку сложнейших трюков. Пятая часть «Безумного Макса» уже планируется, и перед Джорджем Миллером стоит нелегкая задача решить будет ли она непохожа на предшествующую, как это происходило в фильмах оригинальной трилогии, или пытаться сделать больше, ярче и безумней, чем в «Дороге Ярости», правда, при втором варианте многократно возрастает риск «перегрева» зрительского восприятия и сползания реакции от восторженного «вау!» до усталого «опять?».


Константин Игнатущенко

Кинокритик, журналист, теолог. Автор монографии «Сравнительный анализ доктрины канонических Упанишад в контексте православного мировоззрения (по текстам Дойссена П.Я.)»

7 комментариев

  • Игорь Игорь :

    Автор весьма смело берётся утверждать, что в фильме “абсолютно отсутствует саспенс, и фильм не способен эмоционально вовлечь зрителя”, тогда как объективность предоставляет совершенно иные факты.

    • NZR NZR :

      тут нужно еще раз просмотреть всю цитату:
      Таким образом в «Безумном Максе» абсолютно отсутствует саспенс, и фильм не способен эмоционально вовлечь зрителя или чем-то удивить кроме трюкачеств каскадеров и находчивости постановщиков

      И тут я с автором рецензии целиком согласен. Да фильм вовлекает зрителя, но только трюкачествами и красивым экшеном.

  • Хулио Хулио :

    увольняйте нах… не понимает, для чего люди смотрят фильмы. это же не книга, в конце концов. нужен проработаннейший сюжет и глубочайший смысл – …й в библиотеку

  • Окси Окси :

    Как будто в первых трёх “Максах” было много смысла. Автор явно ищет смысла там, где его и не было.
    А фильм улётный.

  • Артем Шамардин Артем Шамардин :

    На 100% согласен с рецензией.

  • Саймон Саймон :

    А кто из них был Макс?
    Надо пересмотреть.
    Вникнуть в судьбу героя.

  • пиипвы пиипвы :

    на удивление пустая картина.
    экшн, который внезапно, наверное в виду упадка культуры стал наиболее важным элементом современного кинематографа – не зацепил. по-моему я хорошо понимаю и чувствую что такое Игра и что из себя может представлять игровое кино, но бестолковости безумного макса я был удивлен. скучное зрелище.
    я было думал что причина в том что я никак не могу вжиться в мир фильма.. но под зановес понял что мне стоит расслабиться – фильм не мой.
    фильм похож на нудный, тягостный кошмар.
    при том что у фильма рейтинг MPAA 17+ было ощущение что его подгоняли под 12+. не только по отсутствию какого-то внятного подтекста и идеи это заметно, а в первую очередь по отсутствию крови в эпизодах сумашедших автокатастроф которыми фильм изобилует.
    просто чушь.

Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Убийство ради выживания
Башмет про Ванессу
Коротко
Гагарина и политика
Новости
Иногда линды возвращаются
Новая книга о Цое
Дом, который достроят


««« »»»