Хит-парад американского проката напоминает винный склад: чем старее продукт, тем большим спросом он пользуется.
“Звездные войны”, фильм 20-летней давности, собрал за 3 дня 35 млн. долларов. Ленты, чьи премьеры состоялись в прошлом году – “Джерри Мэгуайр”, “Майкл”, “Вопль” и “Эвита” – по-прежнему дают неплохие кассовые сборы. А новые картины, дебютировавшие на этой или прошлой неделе, быстро теряют зрителей.
Самым удивительным для голливудских экспертов является стабильный успех “Вопля” – постмодернистского ужастика Уэса Крейвена, в сюжете которого переплетены жизнь и кино.
Остальные старые фильмы хит-парада менее стабильно, но все-таки собирают неплохую кассу. “Эвита” по-прежнему делает неплохие сборы в США: на 1.038 экранах средний сбор с одного экрана составляет 4.214 долларов в неделю. Эксперты отмечают, что это первый по-настоящему успешный мюзикл за последние 19 лет (предыдущим был фильм “Бриллиантин” (1978).
Полной коммерческой неудачей стала военная мелодрама “Любовь и война” о любви юного Хемингуэя к военной медсестре. За неделю сборы упали почти на 40 процентов и средние доходы с одного зала составляют всего 2.518 долларов. Провальными можно считать и премьеры двух новых боевиков: “За решеткой” (Gridlocked) и “Заговор теней” (Shadow Conspiracy). Первый собрал 2,6 млн. за 5 дней демонстрации, второй – 1,3 млн. за 3 дня показа.
В целом, десятка хитов американского проката выглядит следующим образом (первое число – сбор за уик-энд (в млн. долларов), второе – общий сбор):
1. “Звездные войны” (Star Wars) 35,9 – 358,6
2. “Джерри Мэгуайр” (Jerry Maguire) 5,2 – 116,6
3. “Вопль” (Scream) 4,5 – 70,4
4. “Эвита” (Evita) 4,4 – 36,8
5. “Метро” (Metro) 4,4 – 24,8
6. “Ниндзя из Беверли-Хиллз” (Beverly Hills Ninja) 4,1 – 24,3
7. “Любовь и война” (In Love and War) 3,4 – 10,3
8. “Реликвия” (The Relic) 2,8 – 29,3
9. “Майкл” (Michael) 2,7 – 80,3
10. “За решеткой” (Gridlocked) 2,7 – 3,6
Помимо фильмов, вошедших в десятку, сейчас, накануне номинаций на “Оскара”, наверняка представляют интерес кассовые сборы фильмов, которые сегодня прочат в номинанты (в млн. долларов):
“Английский пациент” (The English Patient) 39,2
“Блеск” (Shine) 14,5
“Все говорят, что я тебя люблю” (Everyone Says I Love You) 5,4
“Народ против Ларри Флинта” (The Peоple Against Larry Flynt) 17,8
“Рассекая волны” (Breaking the Waves) 2,4
“Тайны и ложь” (Secrets and Lies) 7,3
“Тяжелое испытание” (The Crucible) 7,1
КУБРИК, КЭМЕРОН, СКОТТ И ЕЩЕ 17 ВЛИЯТЕЛЬНЫХ ФАНТАСТОВ
В год, когда фантастика идет в наступление по всем фронтам (невероятный успех повторного выпуска “Звездных войн” тому подтверждение), американский журнал Cinescape, который в основном специализируется на кинофантастике, в первом выпуске за этот год опубликовал свой список двадцати самых влиятельных фильмов за всю историю фантастики.
Что значит “влиятельный”? “Мы включали в список не просто самые лучшие с технической и художественной точки зрения фильмы, – пишут составители в предисловии. – Избранные нами фильмы выходят за эти рамки. Мы выбирали произведения, которые стали культурными вехами и установили стандарты кинофантастики на последующие годы. Если Голливуд – зеркало, в которое мы смотримся, то данные картины дают наименьшее искажение перспективы”.
Приводим рейтинг картин и краткие цитаты, объясняющие выбор составителей:
1. “2001: космическая одиссея” (1968, режиссер – Стэнли Кубрик). “Кубрик поставил по сути три фильма в одном, и каждый стал прорывом в новое измерение. Фильм вернул истории о космических путешествиях в лоно искусства”.
2. “Звездные войны” (1977, режиссер – Джордж Лукас). “Эта сага доказала не только то, что космические фильмы бывают бесконечно забавными, но и то, что режиссер может воссоздать вымышленный мир в мельчайших деталях”.
3. “Бегущий по лезвию бритвы” (1982, режиссер – Ридли Скотт). “Скотт впервые сказал о том, что человечество может погибнуть и без войн. В его вырождающемся мире есть предчувствие киберландшафтов Уильяма Гибсона, которые в 90-е годы заразили всю кинофантастику”.
4. “Метрополис” (Германия, 1927, режиссер – Фриц Ланг). “Первое законченное кинематографическое видение будущего”.
5. “Терминатор” (1984, режиссер – Джеймс Кэмерон). “Несмотря на то, что постапокалиптические видения Кэмерона стали образцом для кино и ТВ последнего десятилетия, режиссер продвинул жанр фантастического боевика намного дальше антиутопических ландшафтов. Никогда еще путешествие во времени не становилось поводом для столь дьявольского поворота сюжета”.
6. “Терминатор-2″ (1991, режиссер – Джеймс Кэмерон). “Спецэффекты, впервые примененные в этом фильме, стали главным достижением кинотехники за последние 10 лет; они повернули кинофантастику в новом направлении”.
7. “Чужой” (1979, режиссер – Ридли Скотт). “Изобретенный художником Гигером монстр изменил представление Голливуда об инопланетной жизни: яйцеголовых марсиан сменили на экране когтистые и зубастые твари из космической преисподней”.
8. “День, когда Земля остановилась” (1951, режиссер – Роберт Уайз). “В разгар холодной войны Уайз первым показал инопланетян, которые способны к контакту”.
9. “Путешествие на Луну” (Франция, 1902, режиссер – Жорж Мельес). “Бенефис фантазии и изобретательности… Мельес заложил основы комбинированных съемок, которые использовались без принципиальных изменений вплоть до 80-х годов”.
10. “Вторжение похитителей тел” (1956, режиссер – Дон Сигел). “Страшная притча о том, что можно считать признаком человечности… впоследствии имела антикоммунистическую и антиконформистскую трактовки”.
11. “Облик грядущего” (1946, режиссер – Уильям Кэмерон Мензис). “Выдающийся дизайн (именно работы Мензиса способствовали появлению нового термина “художник-постановщик”), умное использование идей социальной инженерии и чувство ответственности перед будущим”.
12. “Заводной апельсин” (1971, режиссер – Стэнли Кубрик). “Кубрик показывает ужас пресыщения всем… Хотя фильм вышел четверть века назад, герой фильма Алекс и его “други” до сих пор узнаваемы, как Семь гномов”.
13. “Тесные контакты третьей степени” (1977, режиссер – Стивен Спилберг). “Попытки предпринимались и раньше, но только Спилберг смог превратить встречу с инопланетянами из Апокалипсиса в веселое приключение. Режиссер сумел совместить новейшие в те времена научные изыскания с беззастенчивой попсовостью, в результате чего целое поколение выросло без стремления разнести инопланетян на куски”.
14. “Вещь из другого мира” (1951, режиссер – Кристиан Ниби). “Зловещий пришелец из космоса, ставший прародителем “чужого” и прочих киномонстров, стал идеальным кинематографическим символом зла”.
15. “Безумный Макс-2″ (Австралия, 1981, режиссер – Джордж Миллер). “Воплощение энергии независимого кино… Американские горки, не несущие иного послания, кроме того, что побеждает сильнейший… Предчувствие зарождающейся в ту эпоху субкультуры видеоигр”.
16. “Планета обезьян” (1968, режиссер – Фрэнклин Шеффнер). “Наряду с “Космической одиссеей” и русским классическим фильмом “Солярис”, эта лента в 1968 году ознаменовала первую волну фантастических картин класса “А” благодаря умному подтексту о расовых отношениях”.
17. “Чужие” (1986, режиссер – Джеймс Кэмерон). “Кэмерон – гений катастроф и маэстро кинематографического напряжения, но помимо этого он сумел убедительно показать одиночество и страх перед самым жутким злодеем: клаустрофобией”.
18. “Штамм “Андромеда” (1970, режиссер – Роберт Уайз).
“Это учебное пособие, как создавать напряжение на экране без больших финансовых затрат. Фильм медленно нагнетает напряжение по мере того, как герои, спускаясь в бункер, словно погружаются в дантов ад”.
19. “Запретная планета” (1956, режиссер – Фред Уилкокс). “Картина определила тон фантастических фильмов на ближайшие декады и стала предшественницей культового сериала “Звездный трек”. Эта вольная трактовка шекспировской “Бури” на многие годы стала эталоном жанрового кино”.
20. “Война миров” (1953, режисеер – Байрон Хаскин). “Помимо того, что этот фильм дал много идей создателям “Дня независимости”, “Война миров” напомнила нам, что мы не венец творения, а одна из многих космических рас, цепляющихся за плавающие в космосе скалы”.