АРАБЕСК ДЛЯ МОЛИТВЫ

Уже во второй раз (что означает рождение хорошей традиции) на сцене Большого театра выступает балерина, ставшая лауреатом международной балетной премии “Божественная”. По уставу премии артисту, ее получившему, положен “персональный” спектакль в ГАБТе, специальная драгоценная статуэтка и, конечно, всемирная пропаганда таланта в России и за рубежом. Российско-американская компания “Ардани” – учредитель премии – представила петербургскую “звезду”, солистку Мариинского театра Ульяну Лопаткину в московском спектакле “Баядерка”. Партнером Лопаткиной выступил тоже петербуржец – Игорь Зеленский. Другие участники спектакля – артисты Большого театра: многие из них были выбраны, как сказал арт-директор ГАБТа Владимир Васильев, “по таланту и по росту” – чтобы не диссонировать с высокой, статной Ульяной Лопаткиной. А для Морихиро Ивата, японского солиста Большого театра, этот спектакль стал личной премьерой – он в первый раз выступил в партии Золотого божка. Публика, пришедшая в театр прежде всего, конечно, на петербуржцев, тем не менее оценила и свои, московские, танцы. Дебют М.Ивата многих заставил пожалеть, что Божок был старательный, техничный, но “протокольно” работающий солист, а не великолепный исполнитель этой роли Николай Цискаридзе. Впрочем, в тот вечер любимца московской публики одолевали другие заботы – он сидел в зрительном зале и внимательно следил за спектаклем, видимо, особенно интересуясь Игорем Зеленским в роли Солора. Ведь 26 ноября Николай Цискаридзе, один из самых талантливых танцовщиков молодого поколения российского балета, впервые станцует главную партию в “Баядерке”…

Но вернемся к героям вечера. Ульяна Лопаткина выступала в столице не впервые, однако московские зрители ни разу не видели ее в “полнометражном” спектакле – только лишь в концертных номерах и отрывках из балетов. Имя Лопаткиной уже несколько лет связывают с новым подъемом женского классического танца – и выступление в Москве в целом подтвердило это мнение. Балерина предстала глубоко мыслящей, тонко чувствующей. Ее героиня погружена в сильные переживания, но только внимательный и заинтересованный взгляд может оценить, какой “скрытый нерв” ощутим за рациональной, продуманной манерой танца; какой масштаб чувств – любви, ненависти, надежды, отчаяния – передают линии ее танца; как молитвенны ее арабески и патетичны взмахи рук. В исполнении Лопаткиной налицо верный признак таланта: ее трактовка роли больше говорит о потенциально-метафорическом и меньше о буквальном понимании хореографии. Мы вспомнили очевидные, но многими артистами позабытые истины: классический балет – это не только техника, это еще и жизнь духа, поэма линий, музыка поз. И за это прощали балерине неровность (начало балета она станцевала лучше, чем конец) и ощутимую в какие-то моменты скованность. Возможно, тут сыграли роль волнение и непривычная – очень большая, по-иному покатая сцена Большого театра?

Не меньший интерес московских зрителей вызвал и Игорь Зеленский. Солист Мариинского театра, одновременно танцующий в Америке и Великобритании, сорвал аплодисменты зала за блестящие, в полсцены прыжки и легко преодоленные трудности мужских вариаций. Но, пожалуй, нашим зрителям, воспитанным на более эмоциональном танце московских артистов, не хватало в исполнении Зеленского “психологической” искры, какого-то выхода за рамки нейтральности. Не хватало и согласия в дуэтах: если в паре с Никией – Лопаткиной Зеленский работал без промахов, то в танцах с Марией Аллаш (Гамзатти) было много шероховатостей и даже бугров, вплоть до “выпадения” балерины из рук партнера. Подобные неловкости, разумеется, не способствовали хорошему впечатлению от выступления Аллаш, и без того станцевавшей ученически, а не балерински…

Выступление Ульяны Лопаткиной – не последнее в серии проектов “Ардани” в Большом театре. По словам директора компании Сергея Даниэльяна, в 1998 году в “личном” спектакле там выступит Владимир Малахов, новый лауреат, новый “Божественный”. Приезд Малахова в Россию станет, безусловно, ценным подарком для российских балетоманов, уже несколько лет ловящих слухи об успехах нашего соотечественника в театрах Нью-Йорка, Вены и Штутгарта.

Майя КРЫЛОВА.

Фото Александра КОСИНЕЦА (ИТАР -ТАСС).

На снимке: У. Лопаткина в роли Никии.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

“МИРАЖ”, “МИРАЖ”
Дорогой Главный редактор “Музыкальной Правды”!
СОВЕРШЕННО СЕРЬЕЗНЫЙ И СЛОЖНЫЙ РАЗГОВОР С ЛЬВОМ НОВОЖЕНОВЫМ О СМЕШНОМ НА ФОНЕ РЕДАКЦИОННОЙ ТЕКУЧКИ
НАМ НУЖНЫ НОВЫЕ ЧКАЛОВЫ
НИКТО НЕ ХОТЕЛ УХОДИТЬ
И ЗАЖГУТСЯ НОВЫЕ ЗВЕЗДЫ
НАСЛЕДИЕ РЕРИХОВ ОБРЕЛО СВОЙ ДОМ
ТО БЫЛ ВОСТОРГ ПУБЛИКИ
БИСЕР КИРОВ: МОЯ ТВОРЧЕСКАЯ РОДИНА – РОССИЯ
“КУКЛА МАША – НЕ ПЛАЧЬ, КУКЛА ДАША – НЕ ПЛАЧЬ…”
ЛЮДИ! СПАСИТЕ ОТ МУЗЫКИ!
ОТДЫХ ОТ НОВОГО В НОВОМ ЗАЛЕ
СОЛЬНЫЕ КОНЦЕРТЫ МАКСИМА ЛЕОНИДОВА
ХЛЕБНИКОВА СПРАВЛЯЛА ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ В ОБРАЗЕ КОНФЕТКИ
ПЯТИЛЕТИЕ ОВАЦИИ. МОЖНО СЖАТЬ КУЛАК


««« »»»