Уже во второй раз (что означает рождение хорошей традиции) на сцене Большого театра выступает балерина, ставшая лауреатом международной балетной премии “Божественная”. По уставу премии артисту, ее получившему, положен “персональный” спектакль в ГАБТе, специальная драгоценная статуэтка и, конечно, всемирная пропаганда таланта в России и за рубежом. Российско-американская компания “Ардани” – учредитель премии – представила петербургскую “звезду”, солистку Мариинского театра Ульяну Лопаткину в московском спектакле “Баядерка”. Партнером Лопаткиной выступил тоже петербуржец – Игорь Зеленский. Другие участники спектакля – артисты Большого театра: многие из них были выбраны, как сказал арт-директор ГАБТа Владимир Васильев, “по таланту и по росту” – чтобы не диссонировать с высокой, статной Ульяной Лопаткиной. А для Морихиро Ивата, японского солиста Большого театра, этот спектакль стал личной премьерой – он в первый раз выступил в партии Золотого божка. Публика, пришедшая в театр прежде всего, конечно, на петербуржцев, тем не менее оценила и свои, московские, танцы. Дебют М.Ивата многих заставил пожалеть, что Божок был старательный, техничный, но “протокольно” работающий солист, а не великолепный исполнитель этой роли Николай Цискаридзе. Впрочем, в тот вечер любимца московской публики одолевали другие заботы – он сидел в зрительном зале и внимательно следил за спектаклем, видимо, особенно интересуясь Игорем Зеленским в роли Солора. Ведь 26 ноября Николай Цискаридзе, один из самых талантливых танцовщиков молодого поколения российского балета, впервые станцует главную партию в “Баядерке”…
Но вернемся к героям вечера. Ульяна Лопаткина выступала в столице не впервые, однако московские зрители ни разу не видели ее в “полнометражном” спектакле – только лишь в концертных номерах и отрывках из балетов. Имя Лопаткиной уже несколько лет связывают с новым подъемом женского классического танца – и выступление в Москве в целом подтвердило это мнение. Балерина предстала глубоко мыслящей, тонко чувствующей. Ее героиня погружена в сильные переживания, но только внимательный и заинтересованный взгляд может оценить, какой “скрытый нерв” ощутим за рациональной, продуманной манерой танца; какой масштаб чувств – любви, ненависти, надежды, отчаяния – передают линии ее танца; как молитвенны ее арабески и патетичны взмахи рук. В исполнении Лопаткиной налицо верный признак таланта: ее трактовка роли больше говорит о потенциально-метафорическом и меньше о буквальном понимании хореографии. Мы вспомнили очевидные, но многими артистами позабытые истины: классический балет – это не только техника, это еще и жизнь духа, поэма линий, музыка поз. И за это прощали балерине неровность (начало балета она станцевала лучше, чем конец) и ощутимую в какие-то моменты скованность. Возможно, тут сыграли роль волнение и непривычная – очень большая, по-иному покатая сцена Большого театра?
Не меньший интерес московских зрителей вызвал и Игорь Зеленский. Солист Мариинского театра, одновременно танцующий в Америке и Великобритании, сорвал аплодисменты зала за блестящие, в полсцены прыжки и легко преодоленные трудности мужских вариаций. Но, пожалуй, нашим зрителям, воспитанным на более эмоциональном танце московских артистов, не хватало в исполнении Зеленского “психологической” искры, какого-то выхода за рамки нейтральности. Не хватало и согласия в дуэтах: если в паре с Никией – Лопаткиной Зеленский работал без промахов, то в танцах с Марией Аллаш (Гамзатти) было много шероховатостей и даже бугров, вплоть до “выпадения” балерины из рук партнера. Подобные неловкости, разумеется, не способствовали хорошему впечатлению от выступления Аллаш, и без того станцевавшей ученически, а не балерински…
Выступление Ульяны Лопаткиной – не последнее в серии проектов “Ардани” в Большом театре. По словам директора компании Сергея Даниэльяна, в 1998 году в “личном” спектакле там выступит Владимир Малахов, новый лауреат, новый “Божественный”. Приезд Малахова в Россию станет, безусловно, ценным подарком для российских балетоманов, уже несколько лет ловящих слухи об успехах нашего соотечественника в театрах Нью-Йорка, Вены и Штутгарта.
Майя КРЫЛОВА.
Фото Александра КОСИНЕЦА (ИТАР -ТАСС).
На снимке: У. Лопаткина в роли Никии.