АПЕЛЬСИНЫ ЗА”ЛЮБОВЬ К ТРЕМ АПЕЛЬСИНАМ”

В свою бытность главным режиссером Большого театра Борис Александрович Покровский мечтал поставить на его сцене все оперы С.Прокофьева. Это ему удалось частично – он осуществил постановку четырех – “Войны и мира”, “Семена Котко”, “Игрока” и “Обручения в монастыре”. Каждая из них становилась значительным событием музыкальной жизни столицы, но все они постепенно ушли из репертуара.

Сейчас на афише ГАБТ появилось новое название – “Любовь к трем апельсинам” С.Прокофьева. Это вторая постановка оперы в Большом. Первая состоялась ровно 70 лет назад в мае 1927 г. Замечательная комическая опера, созданная композитором в 1919 г. на сюжет веселой сказки итальянского драматурга Карло Гоцци, оказалась своеобразным и оригинальным сочинением, совершенно непохожим на привычную русскую оперу прошлого. Прокофьев насмехается над оперными штампами и догмами, над чванством и высокомерием, утверждает свободу в выборе жизненного пути, призывает бороться за счастье и любовь. Главным же персонажем оперы становится смех – радостный и утверждающий, насмешливый, издевающийся и ехидный.

Руководство ГАБТ пригласило на постановку знаменитого английского режиссера и драматурга Питера Устинова, принесшего в театр режиссерские принципы и дыхание современного европейского оперного искусства. Режиссер сумел объединить вокруг главного стержня сюжета – болезни наследного Принца и его выздоровления с помощью смеха и поиска трех апельсинов – всю массу действующих лиц, хора, миманса, балета, четко выстроив действие и придав индивидуальные характеристики большинству персонажей. К сожалению, не все в спектакле ему удалось. Нерешенным остался Пролог, где ссорятся Лирики, Трагики, Комики, Пустоголовые. Не слишком изобретательной оказалась и сцена, в которой Труффальдино, мастер смеха, пытается рассмешить Принца. Зато великолепно решение сцены падения Фата Морганы, вызывающего смех и выздоровление Принца, ее заклинания “Влюбись в три апельсина!”, уход Принца на поиски апельсинов, встреча с Кухаркой, муки жажды принцессы Нинетты, над которой появляется тучка из воздушных шариков в виде грозди винограда, наконец блистательный финал – парад всех персонажей.

Большая заслуга в успехе спектакля принадлежит также музыкальному руководителю и дирижеру Петеру Феранецу. Он верно почувствовал стиль Прокофьева, его ритмы, интонационные и эмоциональные акценты. Ярко и ритмически точно звучит знаменитый марш, концертмейстеры и дирижер тщательно поработали с певцами над словом, которое играет в опере главенствующую роль. У большинства исполнителей хорошая дикция, слово доносится выпукло и значимо. Оркестр, нигде не заглушая певцов, звучит сочно и насыщенно.

Взаимопонимание режиссера и дирижера способствовало появлению целого ряда интересных работ как у опытных артистов, так и молодежи. На роль Труффальдино был приглашен из Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко замечательный артист В.Войнаровский, ставший центром спектакля. Очень точную пластику нашел для своего злодея Леандра тоже приглашенный Ю.Веденеев. Он сразу запоминается, и за ним интересно следить на протяжении всего спектакля. Хорош Король в исполнении В.Маторина. Не отстает от мастеров и молодой певец А.Григорьев в роли Панталоне, приближенного Короля. И еще одна великолепная работа – Кухарка – В.Кирноса. Перед путниками, угрожая огромной ложкой, возникает здоровенная фигура с необъятными телесами, в красной косынке и кокетливом передничке, говорящая басом. Получив в качестве презента крошечный бантик, Кухарка, томно жеманясь, удаляется, освобождая путь Принцу и Труффальдино к апельсинам. Каждый раз эта сцена венчается громом аплодисментов зала.

Что же касается остальных персонажей, особенно женских – Нинетты (С. Трифонова), Николетты (Е.Головлева), Фата Морганы (О.Куржумова), Смеральдины (М.Маруна), то, достаточно выразительные актерски, они вокально явно не соответствуют оперной сцене.

Новую эстетику принес в спектакль и дебютировавший в Большом театре главный художник “Ленкома” О.Шейнцис. Вместе с художником по свету Д.Исмагиловым им отлично решена таинственная и мрачная сцена мага Челия и дьявола Фарфарелло, встреча с Кухаркой, пустыня, по которой бредут Принц и Труффальдино, ярко-оранжевые апельсины, вырастающие на глазах зрителей до огромных размеров, а “виноградная тучка” вызывает просто восторг публики.

Итак, “Любовь к трем апельсинам” С.Прокофьева обрела новую сценическую жизнь в Большом театре благодаря совместным плодотворным усилиям режиссера П.Устинова, дирижера П.Феранеца, художника О.Шейнциса и всего исполнительского коллектива.

А в качестве особой награды творцы спектакля получили на премьере по апельсину из рук исполнительного директора театра В.Коконина.

Елизавета ДЮКИНА.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

РОК – ЭТО ИСКУССТВО
БОИ ПРОДОЛЖАЮТСЯ
“ЭТО ВСЕ, ЧТО ОСТАНЕТСЯ ПОСЛЕ МЕНЯ”
РОД СТЮАРТ ВЫИГРАЛ У КРЕМЛЯ – 2:0
АКЦИОНЕРЫ “КОСМОС-ТВ” ЛОББИРУЮТ СВОИ ИНТЕРЕСЫ ЧЕРЕЗ ПОСЛА США КОЛЛИНЗА
МУЗЫКА ВМЕСТО СУМБУРА
ЗВУКОВАЯ ПАЛИТРА НОВОГО СВЕТА
ПРИШЕЛЬЦЫ ИЗ IX ВЕКА
СЛАВА НЕ ПОРТИТ СЛАВУ
РУССКО-АМЕРИКАНСКИЙ ДУЭТ
“СВЕТСКАЯ ЛЬВИЦА” ДРОНОВА ЖДЕТ РЕБЕНКА
“ПОСТЕЛЬ’97 ДОКАЗАЛА: СЕКС В РОССИИ ЕСТЬ


««« »»»