Сергей Апрелов: «Большинство относятся к рекламе, как к назойливой мухе»

Рубрики: [Интервью]  [Музыка]  

Сергей Апрелов известен как создатель увлекательного цикла программ «Моя рыбалка». Но мало кто знает, что он создал музыку к рекламным роликам компаний «МЕРЦ», «Эббот продактс» и многих других. Апрелов подробно рассказал об этой стороне своего таланта.

- Как вы попали в этот рынок?

- Начнем с того, что я в этом рынке не существую, это довольно случайное попадание. Даже, я бы сказал, попадание по необходимости. Потому что рекламой я занимаюсь очень давно, в свое время имел отношение к разным магазинам. Много лет назад, в конце 90-х, никто не обращал внимания на музыку, которая звучала в рекламных роликах. Брали любое произведение любого исполнителя — и вперед. Потом постепенно начало все зажиматься. Появились авторские права, я помню на этот счет скандалы с Юрием Антоновым и другими исполнителями. Так начали возникать мысли подбирать к рекламе какую-то авторскую музыку. Стали искать музыку легальную в музыкальных библиотеках. Конечно, оттуда ее заимствовать было можно, но она не оригинальная и, например, заказчикам было неприятно услышать эту же музыку у кого-то другого. Таким образом, пришли к мысли о написании музыки специально. Хочу подчеркнуть сразу, что композитором я не являюсь, потому что серьезно этим не занимаюсь. Поэтому когда возникла необходимость озвучивать какие-то ролики, я, понимая, где должны быть определенные музыкальные акценты, взял готовые сэмплы, которые никому не запрещены, заготовки и потом в нужных местах чуть-чуть доиграл. Получилось очень хорошо и качественно, это были ролики для медицинской компании Merz. На самом деле, я этому большого значения не придавал — сделали и сделали. Но для РАО требовалась информация об авторе, поэтому в этом качестве фигурирую я. Тем более, фактически так оно и было. На длительное время я даже об этом забыл, пока меня не разыскало агентство по авторским правам с целью выплатить деньги, которых, как выяснилось у меня за долгие годы там накопилось достаточное количество за примерно десять роликов. Из них были и такие, по которым меня по 5-7 лет не могли найти. Приятно, что эта система работает, что авторские права соблюдаются на деле.

- То есть РАО именно сами вышли на вас?

- Да, они меня нашли по документам на ролики, где указаны имена всех, кто имел отношение к производству. Сейчас я главным образом занимаюсь написанием музыки для озвучки своей программы о рыбалке. Эти выпуски у меня воруют и выкладывают где угодно. Вот и выясняется, что легче всего людей поймать на воровстве, написав для передачи свою музыку. А вот видео воруют нещадно, и очень тяжело доказать свое авторство. А по музыке это сделать легко. Это мое личное мнение, сложившееся после того, как РАО нашло меня. Мало того, в YouTube многая музыка блокируется, когда обнаруживается ее правообладатель.

- Такие прецеденты у вас уже были или это теоретические рассуждения?

- Года два назад у нас украли один концерт, и нам его удалось заблокировать.

- РАО вам выплатило серьезную сумму? И насколько эти выплаты регулярные?

- Все зависит от количества эфиров. Например, у тех роликов, которые я делал для «МЕРЦ», эфиров по центральным каналам было очень много — сотни раз точно. Поэтому за все я получил порядка 200 тысяч. Я не думаю, что это большие деньги, если рассчитать стоимость одного показа.

- Были ли периоды, когда музыка к рекламе была вашим остальным источником дохода или же всегда это воспринималось как приработка?

- Поскольку я не являюсь композитором в полном смысле этого слова, музыка к рекламе всегда была для меня приятным подспорьем. Я увлекаюсь музыкой, мне нравится ею заниматься. В свободное время люблю посидеть дома и поиграть на гитаре. Что-то даже сочиняю, но это, скажем так, хобби.

- Вы даже играли в группе «Четвертое измерение».

- Да, когда-то играл.

- Сейчас вы вольный художник или тоже где-то играете?

- У меня просто на это нет времени, потому что я постоянно пропадаю на съемках. К тому же я, что называется, вышел на международный уровень в этом отношении и поэтому часто нахожусь в зарубежных поездках. Так что времени на музыку катастрофически не хватает, хотя очень хочется. Я езжу, встречаюсь с иностранными коллегами, снимаю программы о тамошних рыболовах. Ловил рыбу в Голландии, Словакии, на Кипре вместе с серьезными рыболовами с мировым именем.

- А вы продолжаете писать музыку для рекламы?

- Рекламными роликами у меня тоже нет времени заниматься. Плюс сейчас заказов немного, потому что под себя все очень сильно подмяли рекламные агентства. Раньше у нас было долгосрочное сотрудничество с одним рекламным агентством, которым владели мои друзья, тогда я занимался рекламой вплотную. А вот в последние 5-7 я занимаюсь этим фрагментарно. Какие-то вещи делаю, но редко. Крупные рекламные агентства подминают под себя крупных заказчиков. На этом рынке все постоянно меняется.

- То есть динамика рынка музыки к рекламе не внушает оптимизма из-за ненужных посредников?

- Я бы так не сказал. Оформительская музыка для рекламы, программ и каналов — это очень перспективное направление, где все используют разные библиотеки, но я считаю, что для многих вещей нужно брать оригинальную музыку. Например, сейчас я буду делать документальное кино и тоже буду брать для него оригинальную музыку. Потому что музыка, созданная с помощью библиотек, имеет, так скажем, конечное значение, ведь рано или поздно ты будешь ее слышать в других произведениях. Мне было приятно, что на Discovery звучит музыка, которую я использовал.

– Для документального фильма вы будете писать музыку сам или прибегать к услугам сторонних композиторов?

- Скорее всего, я напишу основную тему сам, а какие-то фоновые вещи возьму из подборок.

- И о чем будет фильм?

- Тоже про рыболовов. Я пока эту тему целенаправленно разрабатываю.

- Какой написанной вами музыкой к рекламе вы особенно гордитесь?

- Честно говоря, никакой не горжусь (смеется). Я считаю, что она проходная. Дело в том, что в рекламе должны быть очень лаконичные темы, там негде развернуться. Если реклама должна быть поддерживающей, то тебе надо просто показать товар лицом — и всё. А если ты выводишь на рынок новый продукт, то музыка не должна оттягивать на себя внимание. Это очень важно. В этом случае человек не должен невольно оборачиваться на музыку, едва включив телевизор. Либо это должен быть какой-то трэш.

- Фоновый характер рекламной музыки не позволяет ее потом использовать, скажем, в песенном творчестве?

- Наверное, все-таки использовать можно, но я никогда этого не делал. Не надо забывать, что в рекламе есть еще такое понятие, как темпоритм, под который ты и подбираешь музыку. В рекламе есть свой закон, что вторая треть ролика должна быть ударной, акцентированной, а потом идти маленький джингл, вроде «динь-динь» или «бинго». Реклама должна обязательно влезть в эти критерии, поэтому даже стандартная музыка не всегда подходит под эти задачи. Соответственно, иногда приходится что-то компилировать. Многие это и делают. В каких-то вещах я могу заблуждаться, потому что есть профессиональные композиторы, которые живут рекламой.

- Кого из них вы можете выделить?

- Я никого из них не знаю, честно. Если же говорить об удачных мелодиях, то, наверное, я бы выделил «уууу, Danone!» (смеется). Потому что это — самое запоминающееся, из всей рекламы. Специально я этот вопрос не мониторил, потому что он не является для меня жизненно необходимым. Есть интересная реклама, есть запоминающая, но ведь большинство людей относится к рекламе, как к какой-то назойливой мухе. Приятно, когда эта муха пропоет что-либо красивое.

- Какие-то забавные ситуации при создании музыки к рекламе у вас были?

- Сам процесс съемки ролика порою очень бывает забавен. Люди на площадке пляшут, дурачатся, машут руками, а потом выясняется, что все это вошло в кадр. Понимая, что цена рекламы высокая, а производство дорогое, заказчики часто хотят вложить максимум информации в минимум времени. Как-то раз для одной заграничной компании был взят англоязычный текст и переведен на русский. Получилось намного длиннее, а ролик-то 15-секундный. Я попросил ведущего быстро зачитать эти слова, потом мы загнали это все в компьютер и чуть-чуть ускорили, убрав все паузы. Получилось ровно 15 секунд. Потом уже на съемки мы завели ведущему фонограмму, и ведущий под нее шлепал губами. Проговорить он не мог, а прошлепать худо-бедно получилось. Я считаю, это некое ноу-хау (смеется).

Денис СТУПНИКОВ.


.


Оставьте комментарий



««« »»»