ПАТРИАРХ РУССКОГО КИНО

Есть деятели, которые, сделав многое в какой-то области, даже больше, чем другие, не удостаиваются особого внимания общества. Во многом это происходит из-за потери многих фактов их жизни и деятельности. К таким личностям я бы отнес Александра Алексеевича ХАНЖОНКОВ (1877 – 1945), о котором вспомнили сравнительно недавно, в связи с тем что московскому кинотеатру “Москва” дали имя “Дом Ханжонкова”.

Так кто же такой Алексей Ханжонков, 120-летие со дня рождения которого исполнилось 8 августа?

На его скромной надгробной плите на Ялтинском Поликуровском мемориальном кладбище, где похоронен А.Ханжонков, написано: “Кинодеятель, организатор и руководитель первого русского кинопредприятия, выпускавшего с 1907 года отечественные фильмы”. Так что вот и еще одна памятная для отечественного кинематографа дата.

Небольшие статьи о жизни и деятельности А.Ханжонкова, которые появляются в печати, очень противоречивы из-за малого фактического материала. Воспоминания самого кинодеятеля “Первые годы русской кинематографии”, изданные в 1937 году госиздательством “Искусство”, я разыскал с большим трудом, книга даже не числится в общедоступных каталогах крупных библиотек. Естественно, “Воспоминания” в литобработке В.С.Росоловской сильно выхолощены, шел 37-й год, но и в таком виде они представляют большой интерес не только для специалистов, но и даже для предпринимателей.

Ханжонков блестяще умел поставить дело, заключать выгодные сделки, привлекать финансовых тузов, побеждать конкурентов. Чтобы закрепить победы на рынке, Ханжонков организовал даже собственный киножурнал. Это был делец нового типа, предприниматель культурной складки, что ни в малой степени не противоречило капиталистической основе его дела. Как не хватает таких людей сегодня!

И все же основная заслуга Ханжонкова перед Россией в том, что он дал ей свое, самобытное кино. Зная хорошо технику и художественные приемы кинематографа, он сам определял выбор тематики, художественную политику своей фирмы, а кустарное производство превратил в хорошо оборудованное предприятие. Среди других русских кинопредпринимателей (Харитонов, Хохловский, Либкен) он выгодно отличался любовью к делу и заботой о его развитии. Много тратил средств на строительство киноателье и оборудование их передовой техникой. Позволял своим работникам производить эксперименты, у него работали лучшие режиссерские и актерские кадры. Все кинозвезды, все знаменитые актеры того времени – Мозжухин, В.Полонский, В.Холодная – работали у него. Ханжонков первым среди русских кинопредпринимателей занялся производством научно-популярных, документальных и мультипликационных фильмов, несмотря на их убыточность. Это укрепляло общественный авторитет фирмы и имело просветительское значение.

Казак по происхождению, в молодости казачий офицер, оставивший службу по состоянию здоровья, Ханжонков и в новой деятельности оставался патриотом России. Советская критика обвиняла его в том, что его исторические фильмы соответствовали политическим установкам царского правительства, что он участвовал в сборах на поддержку русских воинов, участников первой мировой войны. А между тем без Акционерного общества Ханжонкова советское кино не достигло бы тех вершин, на которых оно было до недавнего времени. Большинство творческих и технических кадров советской кинематографии вышли из “Дома Ханжонкова”.

Исторические фильмы Ханжонкова воспитывали патриотизм и играли также весьма важную роль в конкурентной борьбе с иностранными кинофильмами, были орудием завоевания кинорынка для отечественного искусства.

Патриотические фильмы Ханжонкова снискали ему расположение и царского двора. Он дважды был награжден лично царем. Фильм “Оборона Севастополя”, первая полнометражная отечественная лента, снимавшаяся на естественной местности Севастопольского района “с высочайшего соизволения Его Императорского Величества”, несмотря на некоторые издержки, благосклонно была принята государем. Царский просмотр состоялся в ноябре 1911 года, а с начала следующего года “Оборону Севастополя” смотрела вся Россия, фильм имел небывалый успех. Это вывело Акционерное общество “А.А.Ханжонков и Ко” в ведущие кинопредприятия России.

После выхода в отставку в конце 1905 года Ханжонков полностью отдается развитию кинематографического предприятия, которое просуществовало с 1906 по 1917 год в Москве, а с октября 1917 по 1920 год – в Ялте.

После декрета о национализации кинопромышленности в начале 1920 года московская фабрика Ханжонкова (на Житной) перешла со всеми подсобными помещениями и инвентарем в ведение фотокиноотдела Наркомпроса и позднее получила наименование “Первой фабрики Госкино”. Это была одна из наиболее оборудованных фабрик, постепенно разрушавшаяся в связи с прекращением производства. Такая же судьба постигла и Ялтинскую фабрику Ханжонкова, перешедшую в 20-м году в ведение Крымнаркомпроса. Сегодня мы наблюдаем обратный процесс – приватизацию, к сожалению, сопровождающуюся разрухой и остановкой производства. Оказывается, разрушать несравненно легче, нежели воспитать новых – созидающих – Ханжонковых.

Ханжонков, явно не занимая враждебной позиции по отношению к революции после национализации его предприятий, вынужден был эмигрировать, где и пробыл три года, продолжая работать в области кино. В 1923 году представители АО “Русфильм” пригласили Александра Алексеевича работать в советский кинематограф, и он вернулся в Москву, где продолжил работу в кино на не очень высоких должностях.

В 1926 году переехал в Ялту, где продолжал трудиться на ниве кинематографии. Там же написал свои “Воспоминания” и там же умер 26 сентября 1945 года в возрасте 68 лет.

Вот как описывает внешность этого замечательного человека актриса Софья Гославская, работавшая с ним: “Александр Алексеевич был среднего роста, рыжевато-белокурый блондин, с мягкими, какими-то неопределенными чертами чистого русского лица, со светлыми, не то задумчивыми, не то рассеянными глазами. Я знала, что он в прошлом казачий офицер, и удивлялась, ничего не найдя в нем от военного. На дельца, на ловкого коммерсанта он тоже никак не походил”.

В 1935 году за заслуги в развитии кинопроизводства ЦИК СССР установил А.Ханжонкову персональную пенсию Союза кинематографистов. Заслуги были, и немалые, и это послужило причиной того, что его “Воспоминания”, материал для изучения истории русской дореволюционной кинематографии, были все-таки изданы. По-моему, автор сознательно не касался в них темы развития кино в советский период.

Отдадим сегодня дань уважения этому человеку, так много сделавшему для искусства, которому подвластны все зрители – от мала до велика.

Вадим КУЛИНЧЕНКО,

лауреат Всероссийского конкурса журналистов.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

ВЛАД СТАШЕВСКИЙ
ПРИДЕТСЯ ЛИ ПЛАТИТЬ АБДУЛЕ?
ВСЕ НАЧАЛОСЬ С “КОРОНАЦИИ ПОППЕИ”
ВСЕ НАЧАЛОСЬ С “КОРОНАЦИИ ПОППЕИ”
ОДИНОЧЕСТВО СЕСТЕР ПРОЗОРОВЫХ
ШУФУТИНСКИЙ СТАЛ ПИСАТЕЛЕМ
ДОРОГИЕ НАШИ ПИСАТЕЛИ
ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЕ БАТАЛИИ НА ПОКЛОННОЙ ГОРЕ
SUPERTRAMP – SOME THINGS NEVER CHANGE


««« »»»