Денис Ступников – «Otto Dix. Первая декада» ***

Рубрики: [Музыка]  [Рецензия]  

2014, Dizzaster

Эта книга выпущена к юбилею готической группы Otto Dix. Диски этого коллектива мне как-то попадались – скорее всего, тот же Ступников присылал, – но не особо заинтересовали, показались слишком субкультурным явлением. В издание, кстати, входит DVD, позволяющий мгновенно получить звуковую иллюстрацию к прочитанному. Получив, я лишний раз убедился, что, несмотря на все заманчивые вводные – дарк-вейв, готика, контратенор на вокале, театрализованные шоу, – эта группа зацепить меня не способна. Как и многих других – не зря же все десять лет Otto Dix пользуется лишь локальной популярностью и удовлетворяется ею.

Таким образом, книга оказалась подарком только для верных поклонников даже не жанра, а конкретно вот этих странноватых ребят, работающих под псевдонимами Михаэль Драу и Мари Слип. Для фанатов тут настоящее пиршество: автор пошагово расписывает всю историю группы, музыканты подробно растолковывают образы своих песен, название и т.д. Что особенно приятно, все эти рассказы иллюстрируются картинками: вот вдохновивший Михаэля Драу художник Отто Дикс, вот кадр из фильма, давшего идею для такой-то песни… Немного жаль, что иллюстрации в основном мелкие (но и формат издания невелик) и чёрно-белые: цвет передавал бы образы более зримо. Но тут надо понимать, что, во-первых, готика как бы подразумевает монохромность, а во-вторых, цветоделение и печать существенно удорожили бы производство издания.

Книга также должна быть интересна инди-музыкантам, не желающим подстраиваться под мейнстрим. Здесь очень детально описываются промоушн-методы, которые применяли Otto Dix. При этом заметно, что к раскрутке и коммерции группа всегда была менее внимательна, чем к творческим поискам, в частности, к подготовке концертных программ. Однако грубая реальность то и дело врывалась в творческий процесс, заставляя музыкантов зарабатывать деньги «на нормальной работе» или, например, переезжать из Хабаровска в Санкт-Петербург, не имея там особых связей. Об этом герои упоминают не без досады, ну а в целом можно сделать вывод, что даже при наличии фанатской базы, лояльно относящейся к твоим нестандартным причудам, независимым артистам в этой стране всегда будет сложно – торговать вентиляторами всяко выгоднее.

Чего в этой биографии не хватает – так это пересечений музыкальной жизни Otto Dix с реальной жизнью. Хорошо видно, что Михаэль Драу и Мари Слип так увлечены своим внутренним миром, что не обращают внимание на внешний. Ну, хотели бы не обращать, однако это не вполне получается, но книга тоже старается этого не замечать. Поэтому для читателя останется загадкой, как в далёком Хабаровске людям вообще пришло в голову играть «тёмную музыку» и где они там нашли своих первых зрителей. Драу скрупулёзно описывает особенности своего макияжа, но ничего не говорится о том, что он делает, когда снимает сценическую маску – вам предлагается поверить, что он надевает другую. Он не скрывает и даже подчёркивает свою необычность, но умалчивает о том, как тонкая душевная организация мешает ему в быту. Быта, равно как и семей, детей, у этих героев нет – по крайней мере, в рамках этой книги. Возможная тема «Готика и гопники» не раскрыта совершенно. Даже депрессии Драу и Слипа обусловлены исключительно творческими кризисами. В связи со всем этим не приходится удивляться, почему Otto Dix не смогли стать интересными никому, кроме самих себя и узкого круга поклонников.

Алексей МАЖАЕВ.


.


Оставьте комментарий



««« »»»