Дети прославленного танцовщика Мариса Лиепы недавно объявили о создании Международного благотворительного фонда, который призван увековечить память безвременно ушедшего артиста. В Большом театре состоялась презентация фонда и гала-концерт танцовщиков ГАБТа и Мариинки. Череда номеров классической и современной хореографии должна, по замыслу режиссера Андриса Лиепы, напомнить о многогранности искусства Мариса Лиепы и заявить о талантливых молодых артистах. Эпиграфом вечера стали слова прославленного танцовщика: “Связь поколений – это величайшая ценность. Рядом со мной сегодня танцуют те, кто еще только учится, но именно им предстоит танцевать в будущих десятилетиях, продолжая связь времен и поколений нашего балета”. Открывая концерт, Андрис Лиепа вспомнил о том единственном спектакле, в котором он выступал с отцом, – это был последний “Спартак” Мариса, артист, конечно, был Крассом, римским патрицием, а его сын танцевал тогда в кордебалете…
В честь Мариса Лиепы танцевали артисты родного ему Большого театра Светлана и Андрей Уваровы. В па-де-де из “Спящей красавицы” принцесса Аврора предстала похожей на другой персонаж спектакля – Белую Кошечку, а принц Дезире элегантно летал над сценой в высоких прыжках, демонстрируя свои незаурядные профессиональные качества.
С особым интересом публика ожидала выступлений трех молодых балерин из Петербурга, о которых говорят как о балетных “звездах” XXI века. Светлана Захарова в па-де-де из “Жизели” тонко воплотила представления нашего времени о романтическом балете. А Диана Вишнева в хореографии Дж.Баланчина прекрасно справилась с быстрыми темпами музыки Чайковского, привнося в танец много темперамента и открытой веселости, больше, чем можно ждать от петербургской балерины, исполняющей американскую хореографию. Ульяна Лопаткина бравурно исполнила отрывок из “Лебединого озера”, но в роли Одиллии, кажется, волновалась, танцевала не совсем ровно и не на уровне своих лучших выступлений. Сорвал аплодисменты танцовщик Мариинского театра Вячеслав Самодуров в отрывке из современного балета “Пять танго” – он тоже танцевал с энергичной броскостью, уместной в данной хореографии Ханса ван Манена.
Дочь Мариса Лиепы – Илзе – выступила несколько раз: в миниатюре “Ворон” на музыку Микиса Теодоракиса, в дуэте “Павана” с партнером Марком Перетокиным и в одноактном балете “Песнь исступленной Федры”, поставленном по трагедии Жана Расина. Костюмы (Рустам Хамдамов) и декорации (Теодор Тэжик) спектакля впечатлили больше, чем иллюстративная хореография Вероники Смирновой. И затмили парадное дефиле в начале и финале вечера, когда участники гала-концерта вышли на сцену в туалетах от Валентина Юдашкина, ярких и даже “кричащих”.
…Идея создания благотворительного балетного фонда сама по себе замечательна. Остается пожелать ему достаточных денег и продуманных программ, достойных памяти Мариса Лиепы.
Майя КРЫЛОВА.
Фото Александра КОСИНЕЦА (ИТАР-ТАСС).
На снимке: У.Лопатника и Е.Иванченко в па-де-де из “Лебединого озера”.