Математики нашли три «революции» в истории современной музыки

Рубрики: [Музыка]  

Группа ученых из Великобритании в сотрудничестве с веб-сервисом Last.FM проанализировали эволюцию популярной музыки с 1960 по 2010 годы в США. В качестве основных параметров композиций авторы рассматривали смену аккордов в гармонии, а также тембральный окрас, сообщает портал «N+1». По данным анализа оказалось, что многие «музыкальные революции», о которых говорят историки музыки, на деле не были столь революционными, а современная популярная музыка не столь однообразна, как это утверждают критики. Работа была опубликована в Royal Society Open Science.

В качестве выборки популярной музыки за каждый год ученые использовали данные хит-парада Billboard Hot 100, который с 1955 года еженедельно публикуется в американском журнале Billboard . За 50 лет в нем было представлено около 17.000 композиций. Из каждой из них авторы брали фрагмент длительностью 30 секунд, по которому и проводился анализ.

Рассмотрев революцию каждого из жанров во времени, ученые проследили несколько характерных трендов. Так, например, оказалось, что джаз и блюз планомерно теряли популярность с самых 60-х, а хип-хоп, наоборот, скачком вышел вперед в начале 90-х.

Важно отметить, что речь идет не о жанрах в представлении критиков или слушателей, а о жанрах как наборах характерных музыкальных черт. Так, при анализе тембральных характеристик, в начале 90-х наблюдается резкий скачок в использовании речитатива, что авторы ассоциируют с расцветом хип-хопа. В то же время с 60-х годов виден плавный спад в применении доминант-септаккордов, что коррелирует с уменьшением популярности джаза и блюза. В середине 70-х авторы отмечают скачок в использовании минорных септаккордов, характерных для фанка и соула, а с 1978 по 1985 сильно увеличивается частота использования сразу нескольких аккордных сочетаний, характерных для «стадионных» рок-групп.

В итоге за весь период авторы отмечают три «музыкальных революции». Первая «революция» наступила в 1963-64 годах, о ней также часто говорят историки музыки как о «Британском вторжении». Ее связывают с выходом сингла Beatles (на фото) «I Want to Hold Your Hand» 26 декабря 1963 года. Согласно новым данным, в самом деле крупные изменения имели место, однако эта тенденция уже началась до появления The Beatles и The Rolling Stones, они стали лишь последней каплей, то есть о «Британской» природе революции авторы советуют говорить с осторожностью.

Вторая «революция» произошла около 1983 года, она связана с ростом кластеров, отмеченных жанрами нью-вейв, диско, хард-рок и снижением активности софт-рока, кантри и соула.

Последняя и самая крупная революция приходится на 1991 год, и связана она с резким и масштабным ростом характеристик, связанных с развитием жанра хип-хоп и его производных. По мнению авторов, именно это событие стало решающим в эволюции американской музыки 1990-х и 2000-х.

Отдельно ученые изучили степень однообразия музыки, то есть количество сосуществующих жанров и особенностей, представленных в каждый год. Вопреки расхожему мнению о единообразии современной музыки, данные утверждают, что разнообразие не только не снизилось, но и оно до сих пор существенно выше, чем, например, в 80-е и 90-е годы.


.


Оставьте комментарий



««« »»»