КАК ВО ГОРОДЕ БЫЛО, ВО КАЛИНОВЕ

Коллеги-критики уже успели написать о постановке “Грозы” А.Н.Островского в ТЮЗе, что она-де напрочь опровергает Н.Добролюбова с его статьей “Луч света в темном царстве”, что и самого-то “темного царства” в городе Калинове на Волге никогда не было, и Кабанова Марфа Игнатьевна, неизвестно почему прозванная Кабанихой, ничьего века не заедала, а даже наоборот свою невестку Катерину чуть ли не больше родной дочери Варвары любила. Но тогда, простите, зачем же было Кате в Волге топиться, ежели свекровь ей все грехи по любви могла простить? Да и куда от самого текста А.Н.Островского денешься, когда Тихон над телом мертвой Катерины все равно вынужден произносить положенные ему автором слова: “Маменька, вы ее погубили, вы, вы…” и после грозного окрика матери: “Что ты? Аль себя не помнишь! Забыл, с кем говоришь!” упрямо повторяет: “Вы ее погубили! Вы! Вы!”. Хотя справедливости ради надо сказать, что в спектакле ТЮЗа произносит их Тихон (И.Гордин) еле слышно, как бы про себя, отвернувшись от матери, которая в этот момент суетливо вытирает своим полушалком ноги утопленницы, отжимает ее мокрый подол, всем видом показывая столпившимся вокруг людям растерянность и непонимание поступка невестки.

Нет, конечно же, от написанного Островским не уйти, тем более, что в спектакле никаких изменений в тексте драмы не произошло (только полусумасшедшую Барыню изъяли, зато на ее месте появился некий Приживал в доме Кабановой – дебильный юноша с ликом херувима – бессловесная, но очень выразительная личность, прекрасно сыгранная Е.Сармонтом), однако же режиссерский взгляд на хрестоматийное произведение оказался действительно неожиданным и необыкновенно привлекательным. Недаром, по словам самой Г.Яновской, она шла к этому спектаклю всю свою творческую жизнь.

Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха) – богатая купчиха, вдова. Так значится у Островского. Но это не значит, решила режиссер, что она уже старуха. Она могла овдоветь и в 20 лет. Раньше ведь замуж рано отдавали. Сын уже взрослый, а она еще молода, лет сорока или чуть больше. Вот и Катерину (Ю.Свежакова) она взяла за Тихона совсем девочкой, та еще в куклы не наигралась, оттого и мечтания у нее совсем детские – летать хочется. Марфа Игнатьевна (Э.Зиганшина) порядок в доме соблюдает жесткий – без этого нельзя! – но и Катю приласкать хочется – очень уж девчушка приветливая, веселая, забавная, вся на виду, не то что Варвара (В.Верберг) – красивая девка, но с норовом и бойкая больно. У Кабановых в доме и прислуга вся молодая: одна Глашка (А.Нестерова) чего стоит – озорная, любопытная. И Феклуша (О.Демидова) – странница-странницей, а ей тоже палец в рот не клади – все-то присматривается, ко всему-то прислушивается, вечно у нее уши из-под платка торчат, и говорить начнет про странствия свои – так горохом и сыплет и сыплет. Конечно, скучно Тихону в таком бабьем царстве, да и не хозяин он в доме – все матушка в своих руках держит. Одна радость – выпьет где на стороне с дружками. Но и тех-то мало: Борис Григорьевич (М.Виторган), племяш Дикого, образованный, чужак, на особицу держится, а Кудряш (В.Пучков), хоть и свой, калиновский, да очень уж задиристый, злоба в нем какая-то кипит. Вон как днесь с Кулигиным (И.Ясулович) обошелся: схватил своей железной ручищей за шею, да мордой в землю, в землю, не посмотрел, что человек-то блаженный, вроде городского сумасшедшего, с вечными причудами носится – “перпету-мобилем”, громоотводами, электричеством. Чудной человек Кулигин – нищий, в обносках ходит, а глазищи огнем горят, весь дрожать начинает, когда про свои изобретения говорит. Уж его Дикой (В.Сальников) сколько раз от себя гнал, ну, прямо в гнев входил, хотя сам-то по себе Дикий ленивый ко всему, кроме себя, безразличный, а Кулигин все пристает с электричеством. И впрямь сумасшедший!

Растормошила, омолодила Г.Яновская застоявшийся в сонной дреме Калинов. Населила его людьми молодыми, веселыми, озорными, с чудинкой. А художник Сергей Бархин расположил городок на таком крутом волжском берегу, что пришлось сооружать высоченную лестницу, под самое сценическое небо, чтобы соединить разновысокие игровые площадки. Внизу, разделяя актеров и зрителей, течет по жолобу настоящая, живая вода. По ней медленно, приподняв подол, пойдет Катерина, когда поймет, что дальнейшая жизнь бессмысленна. Хоть и была она мужней женой, но жила за Тихоном, не зная любви. И только с Борисом стала настоящей женщиной, любящей, страстной. Борис ее предал. Мир померк. Не в состоянии аффекта, а спокойно, осознанно идет навстречу своей смерти вчерашняя веселая девчушка. И зеркальные двери, как волны, бесшумно смыкаются за ней. Отлетела чистая душа, и сколько не суетись теперь Марфа Игнатьевна над бездыханным телом, Катю уже не вернуть. Замерли на отдалении скорбным полукругом подружки-хохотушки, парни-пересмешники, испуганные, но еще не осознавшие случившегося. Только один Кулигин, пожалуй, своим обостренным умом и израненным несправедливостями сердцем в состоянии постичь всю глубину разыгравшейся трагедии. Только кто его послушает?

Наталия БАЛАШОВА.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

УЛЫБНИСЬ НАЛЕВО, УЛЫБНИСЬ НАПРАВО. А ТЕПЕРЬ ПОПЛАЧЬ. ВАЛЕРИЙ ЛЕОНТЬЕВ. “ПО ДОРОГЕ В ГОЛЛИВУД”. ОДИННАДЦАТАЯ СЕРИЯ. “ОТЕЛЬ “ВОТ И ВСЕ”
НОЧЬЮ ВСЕ РАЗРЕШЕНО. МОЖНО ДАЖЕ УКУСИТЬ МЕНЯ ЗА ПЯТКУ
Приветик, Обозик!
НИКОЛАЙ ТАБАШНИКОВ
ЛАЙМА ВАЙКУЛЕ ПОНЯЛА, ЧТО ДЕЛАЕТ НУЖНОЕ ДЕЛО
ЮРИЙ АЙЗЕНШПИС
САБИНА ПРИШЛА ПОЗДРАВИТЬ UP&DOWN
СВЕТЛАНА РАЗИНА: ПРЕСС-КЛУБ ПРЕВРАТИЛСЯ В ЗАСЕДАНИЕ ПОЛИТБЮРО!
С ДНЕМ РОЖДЕНИЯ, ДОРОГОЙ САША!
ЦОКАЙ ПО БУЛЬВАРАМ В БОСОНОЖКАХ АЛЛЫ
МОЖНО ПОКАЗАТЬ, КАК ЧЕЛОВЕК ТРАПЕЗНИЧАЕТ, И ЧЕРЕЗ ЭТО ПЕРЕДАТЬ ВКУС ВРЕМЕНИ
ДНИ НАШЕЙ ЖИЗНИ
НАШЕ ВИДЕОИСКУССТВО ОПЕРИЛОСЬ
ФОМЕНКО ПРИКАЗАЛ: “НАЛИТЬ!”
У ВАЛЕРИЯ ЛЕОНТЬЕВА, ГЕНИЯ РУССКОЙ ЭСТРАДЫ, 19 МАРТА БЫЛ ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ
Дорогой “МузОБОЗ!”
“ИДЕМ, Я ТЕБЕ БАНЬКУ ИСТОПИЛА…”
ВЕЛИКИЙ ПОБЕДИТЕЛЬ ВЫСТУПИТ В “РОССИИ”
ЗДЕСЬ ЖИВЕТ ДУША МОСКВЫ


««« »»»