БЛЕСК ЗВЕЗДОЧЕК В ПРОГРАММКЕ

ЧЕГО-ЧЕГО, а фестивалей в нашей стране меньше не становится, только прибавляются новые. Иной раз диву даешься, когда, допустим, только и слышишь, что кино приходит в упадок, что на кино никто денег не дает, что киношная школа мельчает, а традиции умирают… А между тем фестиваль за фестивалем! Наряды – ослепнешь, выпивка-закуска – обильно, гостей и наград – немерено…

В этом смысле музыкальный фестиваль “Московская осень”, который начнется нынче девятнадцатый раз, стоит особняком. Ни у кого не повернется язык сказать, что музыканты (и композиторы в том числе) сегодня богато живут. И из напитков на “предстартовой” пресс-конференции подавались только минералка да “кока-кола”. Зато деньги, что умудрились наскрести (частью, кстати, только обещанные) на музыку, на музыку и истрачены! Вот диво дивное – пример для подражания хоть киношникам, хоть шахтерам, хоть генералам.

Как сказал, невесело усмехнувшись, председатель правления Союза композиторов Москвы Олег Галахов, теоретически можно было, конечно, сославшись на нехватку средств, на невыполненные обещания Минкультуры и на прочие объективные причины, отменить или сдвинуть по времени фестиваль. Да только кто бы заметил эту “забастовку”? Между тем музыкальная жизнь продолжается, новая музыка пишется. И право композиторов музицировать в своем отечестве должно быть реализовано.

Добавим: и право любителей музыки услышать, как музицируют в своем отечестве, тоже должно быть реализовано.

А потому уже сегодня, т.е. до начала “Московской осени-97″, следует сказать слова благодарности тем, кто организовал фестиваль, умело сверстал его программу, подготовил бесчисленное количество нот (та еще работенка и те еще деньги!), подготовил нам это музыкальное пиршество.

НЕМНОГО ИСТОРИИ. Первая “Московская осень” прошла в 1979-м. (Сегодня как-то даже странно, что прежде этого фестиваля не было.) Тогда высочайше было разрешено (!) назвать фестиваль “смотром творчества”. А между тем к тому времени уже получила признание музыкальная “Варшавская осень”; о подобных же мероприятиях в западных странах и говорить излишне. Разумеется, тогда и в последующие годы организаторы сталкивались со множеством специфических проблем: начиная с того, как решиться (и пробить разрешение) на первое исполнение, и кончая тем, кого пригласить из-за рубежа…

Только с 1994 года “Московская осень” – это фестиваль современной музыки. В полной мере – современной. И именно это обстоятельство делает его заметным, интересным, действительно нужным событием. Потому что просто слушать хорошую музыку в конце концов можно и нужно круглый год. А вот собрать в напряженной программе месяца написанное недавно, дать слушателям представление о динамике процессов в области композиции – это сверхзадача. Это здорово и похвально.

В папке, что была вручена каждому аккредитованному на фестивале журналисту, несколько изящно (хотя и скромно, без излишеств) изданных и, что важнее, внятных буклетов. В конце почти каждого сообщения стоит скромная звездочка или две звездочки. Одна – значит это первое исполнение в России, две – мировая премьера сочинения. Крохотные звездочки, но именно они озаряют особым светом “Московскую осень-97″ – светом новизны.

Олег Галахов сообщил, что почти все сочинения, предложенные для исполнения на фестивале московскими композиторами, будут представлены на суд взыскательной московской публики. (Почти – потому что некоторая часть, может быть, пятая или шестая, отсеялась естественным образом: например, композитор решил доработать сочинение или возникли непредвиденные сложности с исполнением.) А кроме того, новые сочинения российских композиторов, композиторов из ближнего и дальнего зарубежья… 55 концертов пройдут со 2 по 30 ноября. Можете представить себе и насыщенность программы, и масштабы подготовки!

ПРОГРАММА фестиваля состоит из нескольких блоков, или, как было сказано Галаховым, проектов (звучит не столько музыкально, сколько архитектурно или индустриально, зато точно отражает существо дела).

Первый, можно сказать, основной блок призван дать общее представление о том, что же создано композиторами (преимущественно московскими) за последнее время. Откроется этот блок 2 ноября в Доме композиторов концертом “Я вас люблю, столица” (по чести сказать, не понял, почему “вас”; как-то, знаете ли, избыточно куртуазно) – прозвучат новые и уже популярные песни о Москве.

В этом блоке много концертов камерной музыки… Дело тут не только в том, что камерная музыка (в широком толковании этого термина) находит все большее распространение. А еще и в том, что симфонические концерты становятся “Московской осени” не по карману. Так, непрерывно растут цены за использование Большого зала консерватории и зала имени Чайковского, где как раз и следовало бы исполнять симфоническую музыку. По этой причине указанные прекрасные залы совсем не часто фигурируют в программе фестиваля.

Впрочем, разнообразие и насыщенность фестиваля от этого меньше не стали. Предусмотрены такие, например, интересные вечера, как концерт фортепианных дуэтов, “Пространство арфы – от реализма до минимализма”, заключительный концерт конкурса песни к 100-летию отечественного футбола, “Мастер и молодежь” (сочинения выпускников композиторского факультета консерватории и симфоническая фантазия Андрея Эшпая “Переход Суворова через Альпы” – в исполнении Симфонического оркестра Минобороны, художественный руководитель генерал-лейтенант Виктор Афанасьев) и другие.

Отдельной строкой отметим, что, как и в прежние годы, программа “Московской осени” достаточно просторна, чтобы в ней достало места и маститым, и молодым, чьи имена мало что скажут большинству меломанов. Не загружая читателей многочисленной и точной цифирью, скажу, что из двух с половиной сотен авторов, которые указаны в афишах фестиваля, почти две сотни – москвичи, т.е. около половины композиторов – членов московского Союза.

Еще один фестивальный блок – цикл концертов памяти нашего прекрасного композитора с мировым именем – Эдисона Васильевича Денисова, год назад ушедшего из жизни, но не из музыки. Будут исполнены сочинения композиторов (многие из-за рубежа), близких по духу, по стилю Эдисону Денисову, его учеников.

Отдельный блок – “В музыкальных театрах Москвы”. И это тоже новое на “Музыкальной осени”. Здесь зрителей наряду с известными спектаклями тоже ожидают премьеры: 11 ноября в “Новой опере” – “Первая любовь” Андрея Головина, а 15 ноября в Детском музыкальном театре имени Н.И.Сац – балет “Дюймовочка” на музыку Ефрема Подгайца.

Хотя молодые, как уже указывалось, участвуют наравне с маститыми в общей программе, у них, помимо всего, есть и свой блок. Так, 5 ноября в музее музыкальной культуры имени Глинки прозвучит камерная музыка композиторов из творческой ассоциации “Пульс”, 11 ноября в Рахманиновском зале консерватории – совместное выступление студентов Софийской и Московской консерваторий, а 22 ноября в Белом зале консерватории – концерт учащихся композиторского отделения специальной школы при Московской консерватории (классы А.Лемана, Т.Чудовой, А.Быканова).

Наконец, еще одна составная часть фестиваля – международная композиторская конференция “Страсти по поставангарду”. Концерты, встречи, дискуссии… Постоянных участников конференции семеро: Ливиу Данчану (Румыния), Олвин Люсиер (США), Фредерик Ржевски (Бельгия), Майкл Финнисси (Великобритания), Ласло Шари (Венгрия), Том Джонсон (США – Франция) и Виктор Екимовский (Россия). Впрочем, приглашаются и все желающие принять участие в дискуссиях.

Ну а завершится “Московская осень”… зимой. Днем позже официального окончания, т.е. 1 декабря в Доме композиторов пройдет Джем-сейшн. Предполагается, что сначала будут музицировать известные московские композиторы и джазовые музыканты, ну а потом – кто пожелает и, хочется надеяться, умеет.

Несколько слов о спонсорах (без перечисления, ибо это потребовало бы слишком много строк). Никто не давал денег “просто так”. Спонсорство сугубо конкретное, адресное. А потому нет сомнений, что каждый рубль и каждый цент пойдут на музыку. Это важно, и это тоже прекрасный пример (вот бы он стал заразительным!).

НАША газета постарается информировать своих читателей-меломанов о наиболее примечательных концертах фестиваля. Но вы уж, пожалуйста, и сами постарайтесь не пропустить то, что вас может заинтересовать. Ведь, кроме всего прочего, “Московская осень” дает редкую возможность услышать не просто новое, но еще и в авторском исполнении.

…ПОД конец пресс-конференции ваш корреспондент спросил Олега Галахова, когда начнется подготовка к ХХ фестивалю. Ответ частично дает представление о том, что же такое “Московская осень”. “Наверное, в декабре немножко отдохнем, – ответил г-н председатель, – а уж с первых чисел января точно приступим”.

Леонид ГВОЗДЕВ.

Фото В.БАЖЕНОВА.

На снимке Эдисон Денисов.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

ОТВЕЧАЯ ТОМУ, КТО ЖАЖДЕТ
ЛЮБИМОВ ПОПРОСИЛ ОСТАВИТЬ ЕГО В ПОКОЕ
ДОРОГИМ ОЛЬГЕ И ВЛАДУ
КАК БЫ РЕПОРТАЖ
АХ, ЭТА СВАДЬБА
ФИЛИПП КИРКОРОВ КАК АВТОР ПЕРЕВОДА ЭРОТИЧЕСКОГО ШЕДЕВРА С БРОДВЕЙСКОГО НА РУССКИЙ, ГРУЗИНСКИЙ, БОЛГАРСКИЙ (И ТАК ДАЛЕЕ)
“РУССКИЙ КОЛОРИТ” С КИТАЙСКИМ АКЦЕНТОМ
ЗОЛУШКА В РОЛИ СНЕГУРОЧКИ
“ВРЕМЕНА ГОДА” ОТКРЫВАЮТ СЕЗОН
“БОЖЕСТВЕННАЯ” УЛЬЯНА ЛОПАТКИНА В МОСКВЕ И НЬЮ-ЙОРКЕ
МИХАИЛ БАРЫШНИКОВ: В РОССИЮ НЕ ВЕРНУСЬ НИКОГДА
СОЛО ДЛЯ МАШИНИСТА С ОРКЕСТРОМ
Я ПОЗДРАВЛЯЮ ВАС! МЫ – В ЖОМПЕ
“ОГНИ МОСКВЫ” СНОВА НА АРБАТЕ


««« »»»