Если вы ходите на оптовые продуктовые рынки, то в ряду “чай – кофе” на любом из рынков однажды можете наблюдать странную картину. Совсем обычный – в сером пальто, с сеткой образца 70-х годов – пожилой пенсионер в сопровождении одного-двух крепких, как металллоконструкции мужчин подходит к многочисленным ларькам, выбирает по банке самых дешевых, часто абсолютно неизвестных кофе. Сопровождающие уплачивают деньги. Затем пенсионер вскрывает банку, закрывает глаза и нюхает… крышку, а потом и саму банку. В результате банка либо летит в урну, либо – в сетку. Так же молча троица удаляется… Эта же картина повторяется и у других ларьков.
Вот так, став свидетелем этих “странных картинок” мы познакомились с Морковиным Иваном Петровичем – загадочным “нюхачом” кофе. Узнав, что мы журналисты, Петрович (так он попросил его величать) разговорился. Крепкие мужчины из его сопровождения предупредили: “Только быстро. А то работа стоит!” И мы очень быстро (уж очень крепки были мужички) принялись выяснять, что же Петрович в кофе вынюхивает.
– Вообще-то долго рассказывать, но если коротко… Пенсия у меня небольшая, как у всех, сами знаете. А я до кофе большой любитель. Во всем могу себе отказать, только не в нем. Вот и стал я на рынке ходить, что подешевле себе искать. Нашел. Очень дешево, но ничего, упаковка доверие вызывает. Дома выпил да чуть Богу душу не отдал. Врача вызывал. А когда отошел, вдруг вспомнил, что когда банку открыл, запах почувствовал: вроде все бы ничего, но что-то не то. А все одно – выпил.
Так в следующий раз я опять дешевый кофе нашел (очень небольшая у меня пенсия), только теперь решил прислушаться к своему носу. Понюхал – нормально. Выпил – нормально. Кофе и кофе. А денег сэкономил. Так и пошло. Нос у меня на кофе чувствителен.
– То есть вы по запаху отличите качественный кофе от некачественного?
– Не совсем. Во-первых, плохой кофе и глазом видно: если порошок лиловый и очень темный, белые крупинки – чего его нюхать-то? И так видно, что дрянь. Белые крупинки – это совсем не “кофе с сахаром”, это – кофеин в чистом виде. Дорогой кофе, что в магазине, хорош, но дорог, а вот когда хочешь, чтобы было и дешево, и сердито, тогда нюхать надо.
– А не проще ли раз “унюхав” хороший и дешевый, на нем и остановиться? А то нос, так сказать, сбой даст и ого – летальный исход.
– Все верно, да у меня бизнес. Как-то подходят ко мне двое и говорят: “Старик, что ты тут все вынюхиваешь?”, я им все и рассказал, тогда они говорят: “Хочешь, ты будешь нюхать, а мы тебе будем деньги платить?” Короче, сошелся я с фирмой, которая оптом кофе в регион торгует. В провинции у нас живут небогато. Дорогой кофе туда не пошлешь. Вот они дешевый и закупают. Но и он нужен в ассортименте. При этом людей травить тоже невозможно. Вот я им и сгодился. Они пробные баночки покупают, оплачивают, а я нюхаю. Они мне зарплату платят, они без моего носа, как без рук. Исследования-то денег стоят. А так я у них вроде фильтра. Я все отберу. Потом еще раз обнюхаю. И вот чего в конце остается, только это они и смотрят.
– А самого пробовать вас не заставляют?
– Упаси Господь, это я сам иногда, грешным делом, сначала понюхаю, а потом попробую. Стар я уж. Да и носу своему верю. Поживем еще.
– Ну и как бизнес на дешевом кофе идет?
– Наладился. На рынке не более 10 видов дешевого растворимого кофе имеется. Да еще и подделок невиданно. Но мы в основном на “Brazilian Best Classic” остановились. Еще “Cafe Pele”, “Samba” на нюх прошли. “Amigo” тоже прошел. Но в губернии в основном “Brazilian Best Classic” и “Cafe Pele” забирают. Но “Brazilian Best Classic” рекламы не видно, он дешевле, чем “Cafe Pele”, тем более, что мои-то оптом берут. Его опять-таки “вынюхивать” реже нужно. Подделок под него пока совсем нет. А “Cafe Pele” подделывают. Кстати, на подделке иногда и слово лишнее есть – “Cafe Pele Brazilian”. Да и “Samba”, и “Amigo” тоже ничего. Но “Amigo” нюхать обязательно надо. Подделывают.
– Иван Петрович, как бы вы научили, как унюхать хороший дешевый кофе?
– Это дело тонкое. Я и сам не знаю, как я иногда решаю. Боюсь я совет дать. Но одно могу сказать. Если берете вы дешевый кофе, открывайте его и нюхайте… крышку. Баночку иной раз откроешь – аромат! Заваришь – ничего. А то есть такое дело: запах наносят на крышку с внутренней стороны. И аромат есть, и для производителя такая технология дешевле обходится.
Вот так, а говорят, деньги не пахнут. У Ивана Петровича Морковина деньги пахнут кофе… или наоборот. Работал человек в конторе и ничего – одна пенсия. А ведь мог стать знаменитым “носом”. Составлял бы парфюмерные или чайные ароматы.
А про крышечку с баночки вы запомнили?
Прихватив “Brazilian Best Classic” с чувством спокойствия за здоровье провинциальных любителей дешевого кофе, мы с рынка удалились.
Дашенька ЗУДИНА,
Владимир СМИРНОВ.