Алексей Любимов – «Странные игры». Иллюстрированная история группы» ***

Рубрики: [Музыка]  [Рецензия]  

2015, «Амфора»

На обложке семеро незнакомых парней, причём шестеро в чёрных очках. Приглядевшись, узнать можно только Григория Сологуба. Кто все остальные и чем всё же так легендарна группа «Странные игры»? Ответ на эти вопросы должны были быть внутри книжки, но автор Алексей Любимов не стал особо озадачиваться ответами. Вообще, если бы «Амфора» была не петербургским, а московским издательством, никакие «Странные игры» не вошли бы в серию «Легенды нашего рока». Это сугубо культовый коллектив, впоследствии разветвившийся на несколько интересных – и не намного менее странных – проектов. При жизни «Странные игры» выпустили только два альбома, которые пользовались не популярностью, но уважением – и то только у тех, кто был способен это оценить (Илья Лагутенко, например, большой фанат «Странных игр»). Группа уделяла чересчур много – для подпольной советской рок-сцены – внимания сочинению мелодий, аранжировкам, инструментальному мастерству и драматургии сценических шоу. При этом «Странные» практически наплевательски относились к текстам песен: пока коллеги по Ленинградскому рок-клубу сочиняли композиции социального звучания, герои книги брали сборники переводов каких-нибудь французских поэтов и писали песни на них.

Впрочем, непуганый перестроечный зритель был по-детски открыт всему новому и рад был заключить в свои наивные объятья даже «Странные игры» – но они к этому времени распались, и вся любовь досталась их части под названием «АВИА»: их пародию на пролеткультовскую эстетику страшно полюбило перестроечное же телевидение. Другой половинке под названием «Игры» повезло в этом отношении меньше. Позже участники этих групп разбрелись по ещё более локальным проектам, чтобы время от времени выстреливать, но, как правило, холостыми. Так было и с «Deadушками» Виктора Сологуба и Алексея Рахова, и с «Двумя самолётами», где оказался в качестве русскоязычного вокалиста Григорий Сологуб… Да и с возрождёнными «Странными играми», которые нынче выглядят мемориалом чему-то неслучившемуся.

Обо всём этом Алексей Любимов в принципе в книге упоминает, но совершенно не держит в уме, что некоторые читатели и название-то группы впервые увидели на обложке «Иллюстрированной истории». По части фактуры повествование весьма насыщено, по части просветительства и композиционных ударений – абсолютно нет. Любимов вновь радует своих постоянных читателей абзацами, которые возникают с бухты-барахты, и важнейшими для группы историческими вехами, о которых сообщается более чем будничным тоном.

Вот пример. «На представлении альбома «Борис Гребенщиков и Deadушки» в петербургском ДК Ленсовета…» – ни с того ни с сего сообщает автор. «Ага, был, значит такой альбом, – догадывается читатель. – Ну и?» Тем не менее из абзаца удаётся узнать, что на презентации БГ раскритиковали, а «альбом группы «Deadушки» с Вячеславом Бутусовым «Элизобарра-Торр» тоже удался». Ага, значит, был и такой альбом?! Ну-ка, ну-ка. Никаких «ну-ка, ну-ка»: больше про эти работы не сообщается ничего. Появились ниоткуда и исчезли никуда.

И так почти со всем. Десятки персонажей на протяжении книги приносят песни, выдвигают идеи, высказывают мысли и делятся воспоминаниями – но в основном сумбурно, без логической связи с соседними строками. В итоге книга не убеждает не только в гениальности «Странных игр», но даже не вызывает желания их переслушать.

Рита СКИТЕР.


.


Оставьте комментарий



««« »»»