Современное искусство

Рубрики: [Новости]  [Разное]  

В наши дни почти на каждом шагу можно услышать упоминание современного искусства. Формулировка, конечно, несколько странная. На первый взгляд кажется, что речь идёт о совокупности художественных произведений последних лет и тенденций, бытующих ныне в сфере изобразительного искусства. Однако на самом деле этот термин подразумевает под собой то направление, что сложилось ещё во второй половине XX века. Розалинда Краусс была первой, кто дал этому название «contemporary», что и означает «современное». Она же считается крупнейшим американским аналитиком современного искусства.

Итак, современное искусство начало существовать в 1960-1970-ых годах. Сама его концепция была в крайней степени противоречива: не то люди искали схожую альтернативу модернизму, не то выдвигали идеи, противопоставленные ему. Как мы можем наблюдать уже сейчас, по прошествии половины века, в результате и получилось нечто неконкретное и слишком уж распространённое, а точные рамки, по которым можно было бы определять принадлежность работы к современному искусству, так и не были установлены. Впрочем, создаётся впечатление, что у нас к современному искусству причисляют просто за то лишь, что объект был создан недавно. В результате и получается, что люди готовы на стенку забираться, только бы доказать, что это современное искусство – ни разу не искусство, тогда как сами и причисляют случайные картины к этому направлению единственно по временному фактору. Так что эти уважаемые критики спорят сами с собой, сначала давая картине определение а затем опровергая его с ожесточённостью и искренней заинтересованностью.

А тем временем в современном искусстве этого века даже стали появляться определённые течения и направления. Например, стрит-арт. Этот стиль существовал и ранее, но в последнее время стал получать всё большее распространение. Он включает в себя не только граффити, огорчающие взоры прогуливающихся представителей высокой культуры, но и трафареты, некоммерческие постеры и даже уличные скульптурные инсталляции. К стрит-арту в основном не относятся серьёзно, ведь он общедоступен, а к тому же имеет место на улицах, причём зачастую в малоприглядных. А людям очень важна обстановка, в которой находится данный объект, и она может оказывать значительное влияние на восприятие ими произведения.

Есть такой сравнительно новый термин, как «superflat» (суперплоскость), придуманный японским художником Такаси Мураками. Посмотрите на его работы, пронизанные неповторимой эстетикой и позитивом 2D-картинок в своеобразном японском стиле, и ваш глаз непременно сочтёт это чем-то приятным, хотя разум может отказываться приписывать работы этого творца к серьёзному искусству.

Одно из новейших течений – симургизм. О нём известно не так много, но говорится, что в его основу положена двойственность. Смысл в том, что изображённые противоположности должны находиться в гармонии, а не в хаосе, и сосуществовать на одной работе так, чтобы это не выглядело излишне противоречиво и абсурдно. Кроме того симургизм является и некой идеологией.

Несмотря на всю эту пестроту и неоднородность современного искусства, работы его представителей всё-таки пытаются собрать воедино в музеях современного искусства. Например, музей Эрарта, который не только устраивает выставочные проекты, но и организует экскурсии.


Леонид Миров


Один комментарий

  • Ляйля Симург Ляйля Симург :

    Здравствуйте Леонид!
    Решила набрать в поисковике “симургизм”, и – вот, увидела вашу статью. Статья хорошая, познавательная. Мне очень приятно, что вы обратили внимание на симургизм, отметили его (я основоположница симургизма). Дай Бог вам здоровья и успехов!

Оставьте комментарий



««« »»»