М. КАМДЕССЮ! РАБОТА АДОВАЯ БУДЕТ ДЕЛАТЬСЯ И ДЕЛАЕТСЯ УЖЕ

Общая политическая ситуация в стране за прошедшую неделю по своим основным параметрам существенно не изменилась. Сохранили свое действие главные векторы кризисного развития в социально-экономической и политической сферах.

Политическая ситуация в стране находится под явным воздействием социально-экономического фактора. Российская политика вступает в новую кризисную фазу, главной чертой которой становится признание не только оппозицией, но и кругами, близкими к власти, тупиковости того пути реформ, по которому страна шла после 1991 г. Об этом говорит мощный резонанс, который получили в СМИ опубликованные в прессе выдержки из писем руководителя Всемирного банка (ВБ) Дж.Вулфенсона и директора-распорядителя МВФ М.Камдессю главе российского правительства В.Черномырдину, жестко увязывающие предоставление ряда кредитов России с необходимостью выполнения последней ряда конкретных рекомендаций этих финансово-кредитных учреждений.

В прессе, отражающей точку зрения влиятельных финансово-экономических кругов России, был сделан вывод о фактической утрате страной и ее руководством политической субъектности (“Независимая газета”).

Об этом говорят и другие события. Так, под давлением ряда внутренних и внешних сил, лоббирующих узкогрупповые интересы, был вынужден уйти в отставку директор Федеральной пограничной службы А.Николаев.

Для такого же вывода дают основания и развертывающиеся в рамках программы “Гаагская инициатива” действия по урегулированию последствий чеченской войны. В рамках этой инициативы руководители Татарстана, Ингушетии и Чечни предприняли ряд шагов, фактически загоняющих российское руководство в угол.

Оно стоит перед альтернативой: либо сдаться на милость чеченских сепаратистов, либо осложнить свои отношения с мировым сообществом и с влиятельными лидерами национальных республик России, прежде всего с М.Шаймиевым.

Наконец, о тенденции утраты Россией политической субъектности можно говорить и в связи с темой соотношения между внутренними и внешними заимствованиями. В соответствии с законом, это соотношение будет в следующем году складываться в пользу увеличения внешних заимствований и уменьшения внутренних.

Во внутренней политике страны утрата субъектности властью на минувшей неделе выразилась в целом ряде событий. Прошедшие выборы в законодательные собрания ряда регионов были ознаменованы низкой активностью избирателей, причина которой, по мнению ряда экспертов, состоит в утрате законодательными органами своего авторитета. Последнее объясняется прежде всего особенностями Конституции 1993 г., резко ослабившей позиции представительной власти в пользу исполнительной и, соответственно, усилившей отчуждение общества от власти. Эта же тенденция проявилась и в нарастании департизации общества. Большинство избранников в местные законодательные собрания выступали не от имени партий и движений, а в качестве независимых кандидатов, дальнейшее поведение которых будет, по-видимому, определяться интересами региональных олигархий.

Российские СМИ вновь отметили вовсю идущий процесс криминализации власти и морального разложения силовых структур.

В то же время по-прежнему самый высокий, а, главное, устойчивый рейтинг у лидера коммунистов Г.Зюганова, который продолжает лидировать в так называемой гонке “президентских” рейтингов. В этой связи российская политическая и деловая элита, явно не расположенная менять сущностные параметры проводимого курса и функционирующей политической системы, ищет выход на путях адаптации к сложившимся реалиям, стремится использовать удачный опыт приспособления к ним, наработанный рядом региональных элит – Татарстана, Саратовской области, Москвы и т.д.

В течение анализируемого отрезка времени президент сделал фактически лишь один шаг навстречу Думе, подписав закон о правительстве, что было истолковано многими наблюдателями в качестве личного успеха руководителей палат парламента – Г.Селезнева и Е.Строева. Есть основания полагать, что в еще большей степени заинтересованность в подписании парламентского варианта закона о правительстве проявлял глава правительства Черномырдин, которому выгодно усиление самостоятельности в условиях серьезной угрозы Кабинету, не справившемуся с задачей вывода страны из кризиса, ликвидации бюджетных долгов и т.д.

Для Ельцина, претендующего на вхождение следующим летом в качестве полноправного члена в “большую семерку”, выглядит также достаточно привлекательным подписание закона о правительстве, позволяющего президенту дистанцироваться от кабинета и урегулировать формально-правовым способом свои отношения со штабом управленцев-хозяйственников.

Вторым фактором, который, по мнению наблюдателей, способствовал подписанию этого закона, явилось откладывание Думой второго чтения проекта бюджета-98, согласованное, судя по всему, с российским премьером. Поводом для этого шага Думы послужила необходимость внесения корректив в проект бюджета в связи с воздействием кризиса на мировом фондовом рынке на финансы страны.

Наконец, подписывая закон о правительстве, усиливающий функции Думы по контролю за Кабинетом, президент попытался и задобрить нижнюю палату перед предстоящей ратификацией договора СНВ-2. Как известно, президент США Б.Клинтон обусловил свою поездку в 1998 г. в Россию непременным условием ратификации этого договора российским парламентом.

Ельцин отклонил закон о борьбе с коррупцией, разработанный по инициативе думца В.Илюхина и поддержанный Советом Федерации (СФ), что явно обещает новые осложнения в отношениях между исполнительной и представительной властью.

Явным вызовом Думе и оппозиции стала подготовка в недрах правительственного Комитета РФ по земельным ресурсам и землеустройству, возглавляемого близким к Чубайсу И.Южановым, проекта федерального закона “Об основах федеральной политики в сфере земельных отношений”. Этот закон, расцениваемый в качестве альтернативы одобренному Думой Земельному кодексу, президентской стороной предполагается вынести на заседание “круглого стола”.

По-видимому, в логику опоры на региональные элиты вписывается и назначение выдвиженца Шаймиева Ф.Газизуллина на пост министра госимущества и вице-премьера российского правительства. Думцами и оппозицией этот шаг Ельцина, скорее всего, будет воспринят как свидетельство сужения их возможностей в диалоге с главой государства. Для самого же президента данное решение означает обретение новой опорной позиции в этом диалоге.

Наиболее острой инициативой президента в диалоге с Думой явилось его критическое заключение на принятый в первом чтении закон о выборах депутатов Госдумы. В своем обращении президент выразил недовольство сохранением смешанной избирательной системы и настаивал на том, чтобы депутатов следующего созыва выбирали только по мажоритарным округам. Эти предложения Ельцина вызвали острую реакцию руководства большинства думских фракций. Думские лидеры выразили единодушную уверенность в том, что предложение президента будет отвергнуто нижней палатой. Напряженность, возникающая при этом в отношениях между исполнительной властью и Думой, несомненно станет тормозом в развитии диалога ветвей власти, президента и оппозиции. По всей вероятности, на это и рассчитывает Ельцин, считающий, что далеко зашедшие уступки Думе и оппозиции, вызывающие беспокойство правительства и ряда финансово-промышленных кланов, необходимо уравновесить своей более жесткой и несговорчивой позицией.

Параллельно с охлаждением отношений между президентом и Думой шла перегруппировка Ельциным его силовых ресурсов, показывающая, что президент окончательно поставил на усиление позиций тех силовых ведомств, которые связаны с решением задач по поддержанию внутреннего порядка и стабильности в стране и прежде всего на ФСБ, Минюст и МВД. Поводом для того, чтобы акцентировать внимание на своих окончательно определившихся симпатиях в отношениях силовиков, послужил День работников органов госбезопасности, ставший темой очередного радиообращения Ельцина. В этом обращении Ельцин остановился не только на заслугах ФСБ, но и на работе других спецслужб, вышедших из недр старого КГБ – СВР, ФАПСИ, ФСО и ФПС.

Сложнее складываются отношения президента с армией. Перемены в армейском руководстве, в частности, смена руководства главкоматов ВВС и ПВО привлекли внимание экспертов к проблемам острой клановой борьбы вокруг ключевых постов в силовых ведомствах, идущей в российских верхах.

Говоря об оппозиционных силах, следует отметить заявку известного думского национал-патриота, лидера РОСа С.Бабурина на участие в следующих президентских выборах. Этот политик уже давно заявил о неперспективности претензий КПРФ на роль реальной политической силы, способной прийти к власти. Вероятно, инициируя собственную президентскую кампанию, Бабурин рассчитывает на углубление противоборства в российских деловых кругах, на поддержку части которых он и надеется.

Департамент политического мониторинга Фонда “Реформа”.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

СПОР ЗАВЕРШЕН. СПОР ПРЕДСТОИТ?


««« »»»