Современная рок-музыка редко балует нас новыми, необычными группами. Когда все стили основаны, направления открыты, практически каждый день где-то проходит очередной концерт, а Интернет переполнен клипами, самодельными и не очень, трудно отыскать в этой массе контента нечто стоящее. В этом плане московский коллектив YAFFO настолько выделяется из общего ряда, что не обратить на него внимания попросту невозможно.
Легенда весьма проста: двое супругов решили собрать группу. Случилось это летом 2012 года в средиземноморском порту Яффо (что в буквальном переводе означает «красивая») на Святой Земле. Еще пару месяцев ушло на поиск состава, и с осени YAFFO вышел на клубную сцену столицы, где уверенно держит позиции и поныне, регулярно выступая на различных площадках. Принимали участие в чем только можно было, без оглядки на концертную обойму (и правильно, учитывая, что группа намеренно перемешивала все существующие стили, варианты имиджа и даже язык исполнения песен). Не обошлось и без знаменитого байкерского мотофестиваля в Малоярославце, и без прямых эфиров на радио и ТВ, и без клипов на YouTube. Группа даже отметилась на таком экзотическом мероприятии, как Фестиваль Филадельфийского независимого кино. Вещание об успехах и событиях коллектива ведется через социальные сети. Тривиальная история, скажете вы. Но тут я вас разочарую.
Муж и жена оказались совсем не теми людьми, что живут по соседству. Это и отразилось на музыке. Алексей – гитарист и профессиональный звукорежиссер (мультиинструменталист по факту, как бы сам ни смущался, когда его так называют), Анна – писатель-постмодернист, автор двух изданных романов (подробнее о ее литературной деятельности можно узнать на www.aefimenko.ru), филолог до мозга костей. Приоритетную ставку группа сделала на оригинальность и безукоризненное звучание. «Язык в музыке – не самоцель, а всего лишь средство экспрессии», – обронила однажды вокалистка Ефименко Анна, драматично подкатывая глаза. В самом деле, экспрессии тут хоть отбавляй: песни поются на английском, французском, немецком языках и даже на мертвой (казалось бы) латыни! В «The keys of Vatican» строчки молитв органично переплетаются с англоязычной исповедью монаха-бенедиктинца, в «Cantarella» – истории о знаменитом Чезаре Борджиа, мы вдруг слышим наравне с громкими гитарами клавесин, чье эхо отправляет нас в далекий и утонченный XIX век.
Вообще именно эта эпоха, а точнее, ее неудобный стык с современностью, вдохновляет YAFFO больше всего. Свой стиль они сами определяют как «викторианский гранж». Это тяжелая, насыщенная музыка, украшенная крахмальными кружевами во внешнем виде и языковыми коверканьями в духе стишков из «Алисы в стране чудес». Музыканты играют четко и слаженно, не сваливаясь в повсеместный инди-рок (которым сейчас так легко определять что угодно гитарное!), а эстетская составляющая выражается в веерах и четках, в «показе католической моды», который непременно устраивает Анна на сцене. Она держится обособленно от основного состава, и лишь изредка берет в руки электрогитару – театрально-мрачная, словно героини викторианских готических романов и вместе с тем подчеркнуто высокомерная, гордая, в лучших традициях фронтменов брит-попа начала 90-х Лиама Галлахера и Ричарда Эшкрофта.
Сейчас ребята полностью заняты студийной записью второй пластинки. Дебютный альбом «Latinitsa» выложен на официальном сайте группы (www.yaffo.ru), а также в вышеупомянутых социальных сетях. Это сделано для того, чтобы слушатели в России смогли беспрепятственно скачать себе композиции в формате mp3. Однако все не ограничивается только Россией.
Поклонники YAFFO есть уже и за рубежом. Встречи с фанатами проходили в Нормандии, Таиланде и Италии.
Чем дальше, тем все более эксцентричными и интересными становятся мероприятия, в которых участвуют производители «фаст-фуда для прерафаэлитов». Чего ждать от группы дальше? Перфоманса в художественных салонах? Литургий на гаражных вечеринках? Никто не может предугадать, но каждый знает, что это будет действительно ни на что не похоже.
Игорь КАРДЫБИН.