«Бесы»: Рождение и смерть диктатора ***

Рубрики: [Кино]  [Рецензия]  

Предпремьерный показ фильма «Бесы» состоялся в Центральном Доме журналистов 21 февраля 2015 года. Режиссеры: Роман Шаляпин и Евгений Ткачук. В ролях: Евгений Ткачук, Нина Лощинина, Олег Соколов и другие.

Необузданный Петр Верховенский (Евгений Ткачук) убеждает своих товарищей в том, что «предатель» Шатов должен умереть. Марать руки кровью никто не желает, но хитрый главарь плетет свою паутину искусно, и в итоге добивается своего. Этой жертвой дело не ограничивается, поскольку демоническая натура Верховенского жаждет от окружающих тотального подчинения, а без насилия при такой цели не обойтись. Шагая по трупам, обезумевший Петруша добивается аудиенции с самим Дьяволом, который предстает перед ним в образе повешенного Ставрогина.

Создатели фильма перенесли действие романа Достоевского в наше время и сконцентрировались на тех эпизодах книги, которые имеют непосредственное отношение к тайному обществу Петра Верховенского. Впрочем, реалии эпохи решающего значения в картине не имеют, а политически заостренные диалоги героев Достоевского периодически нивелируются неким условным пространством, в котором принимает заслуженные муки создатель революционной пятерки. Для удобства восприятия этот малобюджетный артхаусный фильм поделен на несколько главок: «Пятерка», «Жертва», «Идея» и т. д.

«Бесы» – бенефис Евгения Ткачука, которому удалось воплотить в своем персонаже абсолютное зло, не имеющее границ. Его Верховенский – умный и расчетливый интриган, обладающий неутолимой жаждой власти и умеющий добиваться своего любой ценой. Люди для него – не более чем вспомогательное средство для захвата власти и установления тотальной диктатуры. Любопытно, что параллельно участию в этом проекте Ткачук в «Бесах» Владимира Хотиненко сыграл роль своего антагониста Шатова, что говорит об огромном потенциале актера.

Более всего фильм напоминает студенческую дипломную работу. Но аскетизм обстановки идет картине на пользу. Действие, главным образом, происходит на заброшенном московском заводе, наводящем на мысли о разрухе в умах. Пустота в бредовых видениях Верховенского намекает на его полнейшую духовную инфляцию. Есть и вполне традиционная символика – белый голубь, ассоциирующийся с жертвой, и клоп, намекающий на энергетический вампиризм Верховенского. Мост между погибшим заводом и всем остальным миром означает неспособность героев к нормальной жизни, ведь перебраться на другую сторону никому из них так и не удается.

По мнению режиссера «Бесов» Романа Шаляпина, фильм демонстрирует, как идеи пожирают сами себя. К сожалению, прежде чем это происходит, носители этих идей успевают порушить до основания очень многое. В эпилоге Верховенский рассуждает о планах по порабощению людей с помощью глобальных потрясений, войн и нищеты, а зрители с ужасом отмечают, что многое из сказанного продолжает сбываться на наших глазах. Очень жаль, что такой своевременный фильм пока существует в одной копии, и его прокатная судьба весьма туманна.

Денис СТУПНИКОВ.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий



««« »»»