Что произошло и что не случилось…

Александр ГрадскийПолгода назад я решил ничего не писать по поводу «Голоса» и связанных с этим проектом впечатлений, скорее всего от нежелания «влиять» в плюс или в минус на зрительское обсуждение и уж тем более голосование во время проекта.

Теперь самое время…


I.

Произошло то, о чем я говорил и писал еще лет тридцать тому назад. Оказалось, что в нашей стране достаточно много молодых (и не очень) исполнителей, способных вполне качественно работать на сцене, совершенно не стесняясь, не труся, по крайней мере на первый взгляд, и производить серьезное впечатление на аудиторию, неважно телевизионную или концертную. «Неожиданно» выяснилось, что откровенная халтура так называемых теле, радио и интернет «звезд», в сравнении с никому по сути неизвестными новыми певцами стала очевидной. Как-то все «обсуждатели» сегодня «подзабыли», что два-три года назад совершенно обычным делом было «пение» под «плюс», что сегодня публикой просто не принимается и люди «голосуют» отказом приходить на подобные «концерты». В Москве и Питере эти «шоу» еще как-то случаются, но все реже…

Александр Градский

Удивительна дискуссия в СМИ, в которой активно участвуют некие «знатоки». Откуда-то появляются музкритики, без серьезного музыкального образования и уж тем более опыта, но с амбициями непомерными и претензиями на истину в последней инстанции.

Не хочу упоминать их фамилий, чтобы они случайно не подумали, что меня хоть как-то их безграмотность задела. Они пишут и пишут свой бред из статьи в статью, из газеты в газету, выступают на ТВ, несут ахинею, в сущности даже не владея разговорным, а уж тем более литературным русским языком. Они берутся судить о вокале, совершенно ничего в оном не понимая. Они позволяют себе фривольности по отношению к артистам, а иногда даже откровенное пренебрежение к ним, вплоть до хамства.

Да, новички «засветились» на лучшем канале, в лучшем проекте за последние лет двадцать.

Александр Градский

Это прекрасная СТАРТОВАЯ площадка, но это совершенно не значит, что от них нужно СРАЗУ ждать какого-то высокого стиля. Им предстоит огромная работа по созданию СВОЕГО зрителя и не только на ТВ или в столицах, но и в провинции, что даже важнее. И замечу, что их концерты проходят с разным кассовым и так называемым «зальным» успехом. Кто-то практически теряет возможность приехать в город N еще раз, а кто-то явно понравился и зрители готовы к его визиту на следующий год. Так вот: коли пишешь и тем более печатаешься, надо по крайней мере интересоваться всеми этими аспектами и знать, что на САМОМ ДЕЛЕ происходит, а не выкладывать на головы читателей свой горячечный контент. Как говаривал мой бывший администратор: «В кассу надо смотреть, а не в телевизер!» (сохраняю его лексику). Живя в нашей стране с ее неорганизованной до конца «шоубизсхемой», можно ли требовать от начинающего артиста мирового умения?

На условную «Рианну» работают тысячи людей и десятки организаций и все равно (после просмотра очередного «ГРЕММИ») многие участники этого супер-шоу в подметки не годятся некоторым конкурсантам «Голоса», при этом конечно выступления «сверхзвезд» были, как всегда, на высочайшем уровне.

Думать надо, «как слово отзовется», прежде чем высказываться в СМИ…

II.

А сами СМИ чаще всего прикрываются разного рода фиговыми листками, постоянно намекая, что, дескать, «это частное мнение и оно не есть позиция самого издания». Данная мерзость сегодняшних газет и журналов, все более похожая по своему смыслу на стены общественных туалетов, где каждый посетитель может, что угодно, написать, а руководство туалетов ответственности за писанину, простите за каламбур, не несет, – давно обычное дело, при всем том касается сия «манера» не только музыки, а всего подряд…

Александр Градский

Какие же «аргументы» чаще всего приводятся?

Поют на «Голосе» в основном каверы.

Что же такое кавер? Прежде всего, это известные произведения эстрадного, песенного, джазового, рокового и так далее направлений, образцы жанра, проверенные временем, то есть классика так называемой легкой музыки.

При этом никто не рискует называть каверами произведения оперного или камерного искусства, трактуемые самыми разными певцами уже более столетия, несмотря на то, что «варианты» их исполнения Фишером-Дискау, Шаляпиным, Карузо, Каллас, Джильи и многими другими выдающимися вокалистами считаются уникальными и непревзойденными.

Но… все прекрасно понимают, что отказавшись от права новых певцов на свое понимание оперной и камерной классики, мы все попросту рискуем больше никогда не услышать в концертах арии Радамеса и Канио, Годунова и Лоэнгрина, Розины и Кармен, кстати – зачем нам существование Большого и Ла Скала – ведь спектакли с участием великих певцов никто никогда не сможет превзойти по общему художественному эффекту? Но у горе-критиков на оперную классику «рука» не поднимается, а на эстрадную можно замахнуться, дескать, примитивный «легкий» жанр…

Александр Градский

Презентация книги Евгения Додолева «The Голос»

Неожиданно вдруг выясняется, что он не такой уж легкий, чего стоят жалкие попытки, как говорится, «левой ногой», с бездарным «переводом» спеть мировой хит, безо всякого понимания стиля, с фальшивой интонацией, как духовной, так и вокальной (вживую-то петь отвыкли) и с чудовищной манерой заодно…

Требование петь по-русски конечно справедливо, но для этого надо исполнять произведения, СОЗДАННЫЕ на русском языке, русскими композиторами и поэтами, пронизанные русской музыкальной и поэтической культурой и в то же время – шедевры; таких, к сожалению, немного, в сравнении с общемировой эстрадной классикой. Великие мастера советского периода ушли из жизни, оставив после себя непреходящие ценности, а вот современные авторы пустились во все тяжкие дешевого, примитивного, ежесекундного успеха у нетребовательной публики, стебаясь, как теперь принято говорить, на все лады… Стеб и «приколы» дело, конечно, веселое, да и в нашей традиции ему было место, вспомним Козьму Пруткова, Сологуба, Зощенко, Гоголя с Пушкиным, наконец… Главное – у стеба должны быть, в виде предмета для насмешек, высокого уровня музыка и литература, чего сегодня, увы, у нас нет. Посему имеем стеб ради стеба, прикол ради прикола и ничего иного.

Александр Градский

Презентация книги «The Голос»

И еще о языке: мечтаю о временах, когда высокие примеры современной музыки будут звучать в нашей стране на английском, французском, итальянском и др. языках с правильной манерой, точной интонацией, грамотным голосоведением, ровным диапазоном и так далее, а русскоязычная эстрадная музыка, помимо России, будет в оригинале исполняться по всему миру, вспомним Итальянские сезоны в начале 20 века в Москве и Питере, а заодно «Бориса» в Ла Скала исключительно на русском языке…

«А напоследок я скажу…» частенько слышу: «ну в «Голосе» – кабацкий репертуар и все такое…» Хочу заметить: кабацкий репертуар делится на две части: собственно кабацкий блатняк, танцевальное дрыганье, развлекуха и… заказной мировой шлягер, который не становится кабацким оттого, что его поют в ресторане, это так, к сведению….

Дайте нам харизму, а на точность вокала – наплевать

Друзья, запомните:

Мы вам не обычное телевещание, где можно петь черте как нечисто, орать, как резаные, дрыгать ножкой, изображать страсти роковые, подмигивать девушкам, втыкать в задницу перья, выдавая сей образ за театральность, бросать многозначительные взгляды в камеру, поправляя волосики на очередной прическе, откровенно халтурить долгие годы, используя плюсовую фонограмму двадцатилетней давности и торчать, торчать в СМИ, надеясь на очередного корпоративного лоха-заказчика. А зрители не преферансные болваны, от которых ничто не зависит и не такие дураки, чтобы на, с позволения сказать, раскрученное продажной редактурой «творчество» покупать концертные билеты…

Александр Градский

А новичкам нужно для начала, пусть иногда ученически, иногда без особого творческого своего почерка, хотя бы просто чисто и в нужной искренней манере ПЕТЬ, мать вашу…

А то: «…где харизма, где душа, сплошная техника, ничего своего…» Плевать всему миру, да и нашему зрителю, как выяснилось после трех сезонов «Голоса», на интернет-сообщество, где неудовлетворенные жизнью (да и самими собой) граждане изливают свою вселенскую печаль на головы наши. Еще и предложения шлют по «улучшению» проекта. Скорее всего, никто с подобными мнениями данных спецкоров дома и на работе не думает считаться, так они в Сети себя хотят «проявить». Успокойтесь, ребята и девчата – никто к вашему мнению даже и не подумает прислушаться, а тем более с ним считаться. Нас, истинных любителей и понимающих настоящее положение дел неизмеримо больше и если мы не пишем так часто, как вы в твиттеры, фейсбуки и живые журналы, то это не значит, что нас нет. К чему хотелось бы мне пригласить наших слушателей? А к простому согласию, что петь надо чисто и это хорошо. А нечисто петь – непрофессионально и нехорошо и это непреложная истина.
Александр Градский

Конечно, здорово бы при всем том еще и понимать обычному человеку, где чисто поют, а где нет. В нашем народе, уверен, есть внутреннее чувство прекрасного и генетическое неприятие ложного и неумелого, однако за последнее время было «сделано» немало, чтобы лишить людей этой генетики. Многочисленная и вполне грамотная атака на массовое сознание современными СМИ, направленная на, не побоюсь этого предположения, прямое и доскональное оглупление слушателей, задалбливание умов примитивными ритмами… Ну а песенные припевы из двух строчек, повторяемые до бесконечности? Что это, как не гипнотическое программирование?

Называется вся эта хрень хитами и существует она в сознании людей исключительно из-за многочисленных повторов в так называемых ротациях, в проплаченных газетных рецензиях и выдуманных желто-прессовых сказках, в скандальных хрониках и бульварных репортажах – и все это просчитывается и предполагается к материальному успеху… Знаменитые на весь мир трехнотные музыкальные рекламные реплики тоже у всех в голове… Ну так эти «хиты» такие же трехнотные, но длиной в три минуты, не более…

Александр Градский

III. 

ОДНАКО… Неожиданно для всей этой кодлы появляется на Первом канале что-то ДРУГОЕ… И вдруг выясняется, что, на самом деле, народ-то наш совсем не так зомбирован, как эти деляги рассчитывали… ну, запретили в школах уроки пения и музыки, ну, завалили эфир низкопробным продуктом, но россияне и тут приспособились не поглупеть; да и от интернета, кроме вреда, есть и польза тоже…

И еще о «харизме»: вымазаться сверхтоном, орать в микрофон, проникновенно мяукая, мотать во все стороны силиконовыми сиськами, отвратительно кривляясь – таким способом публику надолго к себе не привлечь…ну разве что поржет наш зритель, а потом сплюнет и отойдет в сторону…

Самое важное – не надо ничего запрещать, сами загнутся, уже смрад стоит по всей поляне… Все согласны ведь, что в остальном мире никогда «это» никто слушать бы не стал. А знаете почему? Да потому, что уроков музыки в их школах никто не отменял и молодежь с самого раннего возраста УЧАТ – что хорошо в музыке, а что плохо…вот и весь сказ…

Александр Градский

А не случилось то, что казалось мне важным, а именно создание нового коллектива единомышленников – певцов и авторов, которые не приемлют халтуры и НЕ ПЕРЕМЕШИВАЮТСЯ с «шоубизом», не «разбавляют» его собой, ибо известно с давних пор, что мед, смешиваясь с дерьмом, медом уже не пахнет…

Александр ГРАДСКИЙ,

февраль 2015 г., специально для ИД «Новый Взгляд».

Фото:

Михаила КОРОЛЕВА,

Руслана РОЩУПКИНА,

из архива АБГ,

из книги «Александр Градский. The Голос»

(Евгений Ю. Додолев, М., Рипол-классик, 2013).

PS

Комментарий из Facebook’а:

Елена Хозяйкина Это не просто эмоционально, но искренне и выстрадано. Эстрада тем и сложна, что избежать халтуры – почти подвиг. А профессионально, талантливо сделанный номер по цене не уступит академическому исполнению. Кстати, и там своего греха не обобраться, если уж честно. Только не знаю по поводу чьих предпочтений, публики или промоутеров, но политика в этом отношении огорчает. Ну кто придумал, что гонять одно и то же, потому как обыватель привык, как собака Павлова пускает слюни на знакомое сочетание забойных воплей это хорошо? Рынок? 
А ещё, почему то вспомнила ситуацию с сестренками из Томска. Девочки предельно точно, красиво и талантливо исполнили джазовую композицию. И тут, ну как бы “драйва.. души не хватило” для оценивающих. Агутин так и сказал: ответственно, с любовью и трепетом к материалу – это “сухо технично”, а когда мимо, но лохмато, от кишок – это красота?.. не дословно, ну примерно так я его негодование поняла. 
А вот музыку в школах и особенно в детских садах нужно вести ещё серьёзней, и в хор всех как при пионэрии “загонять” …даже если и ремнем, это чтоб к двадцати годам от любой гадости тошнило (грустная почтишутка).


Александр Градский


16 комментариев

  • Наталья Наталья :

    Александр Борисович, не люблю эти современные словечки, но Вам -просто огромный RESPECT! Согласна с каждым словом. И самое грустное – это то, ” что не случилось…” Это должно было стать красивым итогом такой замечательной программы! Хочется, очень хочется родниковой воды музыкальной! Выискиваем гастроли-концерты, но всех не дождешься в своем городе, хотелось бы и на ТВ видеть и слышать. Нас ведь очень много – жаждущих…

  • наталья наталья :

    Боюсь, что в этот раз для Голоса-4 как раз и произойдет “разбавление”, перемешивание тех, кто не приемлет халтуры с влиятельными представителями шоубиза, и медом уж точно пахнуть не будет..

  • Тамара Тамара :

    Вот это статья-просто супер!!! Александр Градский Вы большой молодец, а то все эти статейки “писак” уже достали своей тупостью и необразованностью. Сколько прекрасных ребят с сильными голосами вышли с проекта “ГОЛОС” и мы слушатели благодарны этому проекту, что обрели своих любимых артистов,которые собирают аншлаги на концертах и поклонники едут на концерт ни только из других городов, но из за границы, послушать своего любимого артиста. Спасибо ещё раз за Вашу статью и за Ваш вклад в прекрасный мир музыки.

  • LARISA ROKHKIND LARISA ROKHKIND :

    100% согласна с автором статьи!!! К сожалению, молодым талантливым людям дороги не дают. Была недавно на концерте Крутого в NY и видела российский шоу-бизнес. Уже 90% выступающих должны понимать, что им уже стыдно появляться на сцене!!! К сожалению, магомаевых и пугачевых уже нет!! Будут петь, пока е вынесут со сцены. Стыдно!!! Что дают слушать молодежи? Мат, наркотики и т.д. Отличным, талантливым ребятам не дают пробиться. Видимо, так нужно для воспитания зомбированных идиотов!!!

  • LARISA ROKHKIND LARISA ROKHKIND :

    Конечно комментарий ожидает одобрения. Такое не напечатают!!!

  • Светлана Светлана :

    Александр Борисович, браво! Действительно, очень наболело! Как же народ истосковался по настоящей, красивой музыке и живому голосу! Разве не об этом свидетельствуют невероятные аншлаги на концертах наших любимых “голосят”! Какие огромные армии поклонников обрели бывшие участники проекта! А нас продолжают пичкать бездарной, безголосой “попсой”. Обидно, что все это понимают, и везде пишут об этом, а воз, как говорится “и ныне там”.

  • Ната Ната :

    Все правильно, Александр Борисович, но где же выход…ведь он должен быть…не может всё так продолжаться…вечный вопрос – “Что делать?” Если Вы и Вам подобные, с авторитетом, профессионализмом, опытом, не “попрете” против всего этого маразма, что могут сделать эти талантливые новички… Понятно , что в государстве Российском, в певческом искусстве эстрадного жанра таких Титанов , как Вы не так уж много, но они есть и опять таки вижу будущее в “старой гвардии”, только не опускайте руки… За голосят спасибо, среди них есть поистине уникальные и необыкновенные ребята.

  • Ирина Ирина :

    Александр Борисович! Спасибо за правду!!! дожили, благодарим за правду… Вы народный! Любим и уважаем, и всегда поддержим!

  • Сорока Сорока :

    Браво, Градский! Как всегда, умно, честно, бескомпромиссно! Заслуженно всенародный любимец! Проблема обозначена, теперь надо искать пути решения. Может, для начала дать выпускникам – “голосятам” постоянное место в эфире того же 1 канала (“хоть редко, хоть в неделю раз…”), чтобы они имели возможность показать свои новые работы уже после “Голоса” и т.д. Мне кажется, если инициатива будет исходить от Вас, Александр Борисович, канал прислушается.Ну и вообще плавно ввести свою ротацию на радио и ТВ. Дело в том, что некоторые (лучшие!) журналисты по своей инициативе приглашают в свой эфир “голосят” и “голосунов”, но это происходит стихийно и бессистемно. Можно и этот процесс структурировать… И народ тогда поставит Вам памятник! Впрочем, и без памятника Вы – лучший!

  • Александр Александр :

    Александр Борисович! Как долгожданны и нужны Ваши слова! Мы с Вами одногодки и хорошо это понимаем. “All We need is love” -так пели наши великие кумиры. Жаль, что многие нынешние “звезды”,
    собачье бездарное, попсовое, этого никогда не поймут. А для меня, как и для многих,многих других, Вы всегда с гитарой и перед микрофоном ( как когда- то на сцене МАДИ, еще в составе “Скоморохов”).
    Живите долго и счастливо!

  • Олег Олег :

    “Мы вам не обычное телевещание…” Неужели АГ почувствовал себя СВОИМ в этом нерушимом единстве пуделей с лабухами? которые-то, как раз, десятилетие за десятилетием, и оглупляли зрителей-слушателей? Или они должны были родиться заново, под благотворным воздействием АГ? Да их это воздействие просто вызверило – вспомните Пелагею. Какие уж там “единомышленники”… Наставничество Градского, наряду с его музыкой и голосом, – то, что, уверен, совершенно необходимо отечественной музыкальной культуре. Но где ему реализоваться?..

  • виктория виктория :

    В древнейшей науке Аюрведе звук считается самой мощной энергией,способной изменять мир,в том числе,воздействуя на все живое.Чем чище и гармоничней звучание,тем благотворнее и целебнее воздействие на организм.Церковное хоровое пение в традициях всех народов без академических школ способно выращивать гениальных исполнителей,причем с твердыми принципами и понятиями как положено петь,а как стыдно.Проблема не только в отсутствии зачатков культурного и музыкального образования в совр. школах,но и в поголовном ухудшении слуха у молодежи.ЗЛоупотребление наушниками на макс.громкости не просто ухудшает слух,но сужает возможности восприятия обертонов,т.е.тех ‘красок’,которые и создают магию в звучании голосов и инструментов в итоге – ни воспринять,ни оценить нечем.

  • виктория виктория :

    Культуру надо прививать.сама она не привьется.будет что угодно,только не культура.ведь жить культурно-значит жить по опред.правилам,а этому надо учить.огромная благодарность Вам,Александр Борисович,за Ваше подвижничество и энтузиазм.для меня патриотизм выглядит именно как сопротивление пошлятине и бездарности во всех областях жизни и непозволенье все это навязывать нашим детям

    • Олег Олег :

      К сожалению, “телевизионный продукт” по совсем другим соображениям делается. СМИ – враг культуры.

  • тати тати :

    Подтверждаю свои слова С уважением Тати

  • тати тати :

    Уважаемый Александр Борисович!Как отрадно,что у Вас нашлось столько решимости.смелости и бескомпромиссности,чтобы выступить столь хлестко.но справедливо в отношении нашего шоу=бизнеса и прислуживающих ему всех оглупляющих молодежь средств массовой культуры.Согласна с каждым Вашим словом,поддерживаю идеи,высказанные в комментариях относительно Вашего участия в программах,где бы выступали молодые талантливые певцы,многие из которых = Ваши ученики,пусть зритель услышит что и как надо исполнять.Пусть у молодежи появится вкус к настоящей музыке.Здоровья Вам и сил!

Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Аркадий Окупник
Коротко
Pussy Riot… без дураков?
Для полноты бытия
Жизнь замечательного человека Цоя
Юпитер по-русски
Теория надежды
«Интерстеллар»: В поисках нового дома для людей


««« »»»