Деструктивная самоизоляция

Рубрики: [Кино]  [Рецензия]  

Фестиваль современного независимого кино «2morrow»/Конкурс


Послушай Филип«Послушай, Филип» – это третья картина Алекса Росса Перри, в которой он обращается к жанру интеллектуальной комедии. По итогам этой работы встать в один ряд с авторами калибра Вуди Аллена, Уэса Андерсона, братьев Коэнов или даже Баумбаха ему не удалось, хотя их влияние очень заметно, тем не менее идиосинкразический юмор ленты вполне может быть интересен любителям жанра.

Главный герой Филип Фридман (Джейсон Шварцман) писатель, который наконец после затяжного творческого кризиса выпустил свой второй роман. Очень быстро становится очевидно, что Филипу понятия вежливости и такта не знакомы, когда сначала высказывает своей бывшей, что он всегда был прав, оставаясь глухим к ее советам, а в противном бы случае не добился своего нынешнего успеха, поэтому прямо посреди разговора заявляет, что она недостойна получить в подарок его вторую книгу, а на встрече с другом обвиняет последнего в недостатке амбиций и предательстве общих идеалов и мечтаний. Нарциссизм и эгоизм Филипа беспокоит не только его близких, как его девушку Эшли (Элизабет Мосс), но даже немножко зрителя. Убежденный в том, что планета вращается вокруг него, он искренне не понимает, как может кто-то быть против его решений или не согласен с его мнением. Но тяжелее всего приходится именно Эшли, которая терпит его уже два года в своей квартире. Над их отношениями нависает серьезная угроза, когда Филип знакомится с известным писателем Айком Циммерманом (Джонатан Прайс), этакой копией Филипа в старости, который предлагает молодому таланту перебраться жить к нему в загородный дом, подальше от суеты и шума Манхеттена, на что Фридман мгновенно соглашается, ставя подругу уже перед фактом.

Главный герой, в отличии от фильмов того же Аллена, Коэнов, и прочих не вызывает совершенно никакой симпатии. Его прямолинейность порой вызывает улыбку, но в основном он демонстрирует редкостно невежественное поведение. Единственный с кем он может общаться – Циммерман. При этом вряд ли их стоит называть друзьями, просто только они могут выносить друг друга и их отношения утилитарны. Для Айка Филип служит напоминанием о молодости, а главное источником витальных сил, давших новый импульс его творчеству. Также, на правах старшего, он не упускает возможности подметить, что во времена своей молодости во всем Филипа превосходил. Для Фридмана же Айк становится патерналистской фигурой, поощряющей все его худшие черты характера, являясь в тоже время и олицетворением идеала и готовой моделью успеха. В компании друг друга им удается скрывать от самих себя собственную ущербность.

Не давая ответа на вопрос об их действительном таланте, Перри не предлагает никакого оправдания такому поведению писателей, оставляя зрителю гадать о его причинах и решать – может ли быть оправдана такая деструктивная, мучительная самоизоляция, максимально исключающая соприкосновения с внешним миром во имя искусства или это банальный самообман.

Создается впечатление, что сценарий  иногда пробуксовывает, а у протагониста не происходит в конечном счете никакого развития от начала к концу, разве что он еще больше утверждается в роли неприятного типа. Кроме Эшли, которая после отъезда Филипа внезапно оказывается в центре повествования на добрых двадцать минут (они становятся едва ли не самыми насыщенными и сильными во всем фильме) за которые она успевает и завести кота, и съездить к сестре, и разрешить свои сомнения относительно Филипа. 

Неожиданное решение в нарративной структуре идет фильму на пользу, позволяя отдохнуть от мизантропичного персонажа Шварцмана, немного смягчая тон ленты. После Эшли в центре внимания оказывается Циммераман, хотя финальная треть вновь фокусируется на Фридмане. Это делает и оправданным наличие закадрового голоса, который никак не умоляя кинематографичности, преподносит историю каждого персонажа объективным, пронизывающим прошлое и настоящее взглядом.

Очень многое дают фильму великолепные актерские работы. Шварцман практически выступает в роли повзрослевшего Фишера из «Академии «Рашмор», Прайс в роли старого сноба тоже смотрится идеально. Но поистине филигранную игру демонстрирует Элизабет Мосс, нельзя не отметить и Кристен Риттер в эпизодической роли дочери Циммермана, благодаря ей персонаж запоминается наряду с главными действующими лицами.

Примечательно, что фильм целиком снят на 16-ти миллиметровую пленку, что дает изображению известную зернистость и текстурность. Вкупе с джазовым саундтреком и теплой цветовой палитрой, выбранной оператором Шоном Прайсом Уильямсом, все это добавляет «Послушай, Филипу» оттенок ностальгического настроения, тем более, что в кадре избегают показывать любые атрибуты современности, что и впрямь делает фильм больше похожим на чье-то воспоминание о былом. 

 

8-ой Международный фестиваль современного независимого кино «2morrow/Завтра» проводится с 20 по 25 января в «Музее Москвы» и «Центре документального кино». Соорганизатор фестиваля – «Музей Москвы». Фестиваль проходит при поддержке Департамента Культуры города Москвы, Фонда Ивана Дыховичного,  Благотворительного фонда «Искусство, наука и спорт».


Константин Игнатущенко

Кинокритик, журналист, теолог. Автор монографии «Сравнительный анализ доктрины канонических Упанишад в контексте православного мировоззрения (по текстам Дойссена П.Я.)»

Оставьте комментарий



««« »»»