Конфликт с природой

Рубрики: [Кино]  [Рецензия]  

Дурацкое дело нехитроеВ рамках прошедшего «Фестиваля скандинавского кино» на экранах можно было увидеть картину Ганса Петтера Моланда «Дурацкое дело нехитрое». Поначалу притворяющаяся суровым северным нуаром, картина в какой-то момент преображается в черную комедию, а под конец и вовсе без стеснения скатывается в абсурдный фарс. Но, несмотря на определенную несерьезность, фильм не лишен шарма и любопытных деталей, делающих его значимей, чем заурядной вариацией на тему коэновского «Фарго»  или макдонавского «Залечь на дно в Брюгге».

Сюжет берет начало в отдаленном заснеженном норвежском городке, где швед Нильс Дикман (Стеллан Скарсгаард) получает награду «Гражданин года» за свой вклад в устройство там комфортной жизни, ведь он ежедневно расчищает дороги на внушительных размеров снегоуборочной машине. Но в тот же день по трагическому стечению обстоятельств, местные мафиози убивают его сына, инсценируя передозировку накротиками, потому что, «если он просто исчезнет, то дотошные норвежские родители все равно его найдут». Но Нильс отказывается верить официальной версии и, когда у него появляется информация о том, кто ответственен за гибель его сына, он начинает вершить возмездие, выбирая своей конечно целью главу преступного клана по кличке Граф (Пол Сверре Валхейм Хаген), из-за чьего сумасбродства в дело оказывается вовлечена сербская мафия, возглавляемая Папой (Бруно Ганц). Стремительная эскалация бессмысленного насилия доводит ситуацию до крайности, и  исход конфликта совершенно непредсказуем из-за эквивалентной некомпетентности сторон.

Кино это стопроцентно маскулинное: женские персонажи фактически отсутствуют, а те, что есть, предстают в не слишком располагающих к ним образах. Весь нарратив выстроен вокруг трех «патриархов». Наиболее несуразен Граф, который при своем роде деятельности не только строгий веган, но еще и эстет. Интерьер его дома продуман до каждой мелочи и полон оригинальных дизайнерских решений. Каждое его появление на экране переводит тональность ленты в абсурдистскую комедию, так остается только догадываться, каким чудесным образом его преступная империя до сих пор существует при таком руководстве. Дикман полная противоположность истеричного Графа, он, напротив, спокойный, расчётливый и немногословный, поэтому и юмор в его сценах более нордический, сдержанный, вероятно, не каждому заметный. Папа же выглядит как едва ли не самый гуманный персонаж, но его внешний вид безобидного и доброго старика порой диссонирует со вспышками ярости и насилия.

В результате образуется конфликт трех отцов, мстящих за своих сыновей. Образуется в каком-то смысле ветхозаветная коллизия, построенная на кровной месте, с абсолютно редуцированным понятием «прощения» и женской образности. Нильс движим в претворении своей мести совсем

не эмоциями, он, будто бы точно также как каждое утро заново расчищает заснеженную дорогу для других, методично и неотвратимо исполняет свой долг, восстанавливая нарушенную справедливость, невзирая ни на какие препятствия, то есть преображается чуть ли не в обезличенную объективную силу, элементом механизма Вселенной. Сербский Папа же, наоборот, не скрывает свое эмоциональное потрясение, да и в целом может показаться слегка сентиментальным, но, несмотря на то, что он уже вне кажется уставшим от жизни, в нем находятся силы для отмщения, хотя, возникает впечатление, что он это делает уже отчасти по инерции, осознавая бессмысленность кровопролития.

Граф же олицетворение инфантилизма и импульсивности, по сути не способным адекватно противостоять своим оппонентам. В фильме несколько раз упоминается его отец, который был основателем этого «клана», и сын, по всей видимости, не в состоянии выйти из его тени, его решения оказываются недальновидны и деструктивны для него же самого. Это происходит оттого, что Граф лишен личностной цельности и глубины, отсюда и желание определить, утвердить себя через веганство и общую экстравагантность, но это лишь скрывает пустоту и бесхребетность выросшего под влиянием сильного отца человека. Потому то в его решениях нет последовательности, он исходит исключительно из внешних обстоятельств, бросаясь из одной крайности в другую, не имея представления о конечной цели, то есть банально пытается имитировать поведение патриарха, не являясь им на самом деле.

Любопытно, что считать конфликт в «Дурацком деле нехитром» можно как противостояние цивилизации (Граф) против природы (Нильс) и варварства (Папа), спровоцированное именно первой, слишком много возомнившей о себе, поэтому поступающей беспардонно и неосмотрительно, не понимая при этом реальных последствий своих деяний, в то время как «природа» действует величаво, неспешно и неотвратимо, а «варвары» отличаются некоторой неорганизованностью, но компенсируют ее витальностью и сплоченностью.

Нельзя не отметить великолепные актерские работы Скарсгаарда и Ганца, которые как всегда великолепны. Снято «Дурацкое дело нехитрое» также на высоком уровне. Филипу Огаарду удается передать суровую красоту заснеженных скандинавских пейзажей, и эти визуальные образы логично интегрированы в общее повествование, не навевая скуку, а, напротив, позволяя лучше погрузиться в холодную, циничную, но при том завораживающую атмосферу картины.


Константин Игнатущенко

Кинокритик, журналист, теолог. Автор монографии «Сравнительный анализ доктрины канонических Упанишад в контексте православного мировоззрения (по текстам Дойссена П.Я.)»

Один комментарий

  • Cucci Cucci :

    Ну, вы загнули, товарищ кандидат философских наук!)))) Может, не стоит, при всём уважении, норвежский чёрноюморной боевичок таких-то вот психоаналитических выкладок?! ;-)

Оставьте комментарий



««« »»»