Гиперсексуальность в режиме нон-стоп

Рубрики: [Кино]  [Рецензия]  

«Как меня зовут»Этот год стал для России на удивление удачным. В сфере кино, конечно. Помимо признания на международных фестивалях новых работ опытных кинематографистов, на горизонте появились новые имена, чьи дебюты заставляют ожидать их следующих картин. В первую очередь, это Любовь Мульменко, написавшая сценарий сразу к трем фильмам, участвовавшим в последнем «Кинотавре». Одним из них был и «Как меня зовут», который добрался до проката, а режиссером выступила Нигина Сайфуллаева, для которой это полнометражный дебют.

«Как меня зовут» обходится без предыстории, а сразу представляет нам двух семнадцатилетних девочек, приехавших в Крым из Москвы, для того, чтобы, как становится ясно из контекста, Оля (Марина Васильева) познакомилась со своим отцом Сергеем (Константин Лавроненко), которого она никогда в жизни не видела. В последний момент она идет на попятную и думает вернуться в Москву, но подруга Саша (Александра Бортич) предлагает ей поменяться ролями. Так Саша начинает играть роль «дочери Оли». Девочки полные противоположности. Оля правильная отличница, поступившая в ВШЭ, а Саша оторва, которая только и делает, что в режиме нон-стоп сигнализирует о своей гиперсексуальности и ни о чем не волнуется, без комплексов, как говорят. Очевидно, что при таком раскладе наивно ожидать, что отпуск москвичек пройдет бесконфликтно и «гладко».

Сразу стоит отметить, что технически и визуально лента выполнена в общем-то безупречно и никаких нареканий по композиции или колориту работа оператора Марка Зисельсона не вызывает. Общая атмосфера фильма получилась довольно легкой и светлой, не отягощённая «чернухой», а стиль можно охарактеризовать как сдержанно-оптимистичный реализм, и это никак не мешает быть картине по-настоящему серьезной драмой.

При просмотре нельзя не вспомнить о «Возвращении» Звягинцева. Преамбула к сюжету, подразумевающему встречу диаметрально разных подростков с отцом (в роли которого тот же Лавроненко), которая меняет их жизнь, несомненно, похожа. Но на самом деле сравнения не будут корректными, несмотря на сходную тематику, здесь фактически словно отсутствует какой-то финальный ход, который бы «разрешил» поставленную проблему, чего нельзя сказать о фильме 2003-го года. Дело не столько в открытом финале, объясняемым нежеланием режиссера навязывать какую-то одну точку зрения, хотя полностью избавиться от авторской позиции в картине, на мой взгляд, не удалось, что совсем не минус, а в том, что остается впечатление некоторой незаконченности, нежели недосказанности, будто не достает центральной части паззла, которая соединила бы все прочие элементы в единое, цельное высказывание.

В остальном же фильм ругать совсем не хочется, напротив, только хвалить. Тех же молодых актрис, потрясающе справившихся с ролями и никак не смотревшихся «слабом звеном» на фоне маститого Лавроненко, который, в свою очередь, опять-таки шикарно отыграл сурового отца, внушающего одновременно страх и любовь. Актеры второго плана также смотрятся отлично, без сомнения, режиссер с ними поработала прекрасно.

«Как меня зовут» вполне возможно интерпретировать в теологическом смысле, к чему дает повод персонаж Лавроненко. Отец, который работал спасателем, кормит рыбой, а в саду произрастает виноград. В таком случае Саша представляет собой грешницу, которая однако готова к покаянию и наказанию за них, поскольку они очевидны для нее самой и воспринимаются как «беда», и она ищет кого-то, кто мог бы ее от этих «бед» спасти. Оля же уверена в собственной непогрешимости, правильности, потому во многом руководима гордыней и лицемерием (когда часто повторяет на автомате слово «Боже», не вкладывая однако туда реального смысла, из-за чего Саша ее обрывает), когда она отвергает Отца, то окончательно теряет духовные ориентиры, принимая грех за благодетель. Отец же не настойчив, в том смысле, что принимает того, кто сам это желает, но сам не навязывается, не лишает свободы выбора.

Впрочем, углубляться в христианскую трактовку необязательно. Тогда это история формирования личностей взрослеющих девочек, по сути, выбирающих свою мировоззренческую парадигму и место в ней отцовской фигуры. И Оля признает парадигму «супер-мамы» и «никакого» отца. А Саша, никогда не жившая в полной семье, все время устремлена на поиск мужского внимания, энергии, то есть ищет замену отсутствующему отцу, который бы мог бы взять ее под свою опеку и чьей авторитет она бы полностью признавала. Желание быть подконтрольной наиболее ярко выражено в эпизоде, где она по собственной воле возвращается в сарай, где до того их закрыли специально. Соответственно, модель поведения Оли противоположна: она заинтересована в собственном доминировании и контроле, несмотря на внешнюю кротость, а диковатый, не привыкший лицемерить Сергей остается для нее непонятным, диссонирующим с ее мировосприятием, сформированным цивильной Москвой.

Любопытен персонаж Светы, снимающей комнату в доме Сергея на время отпуска (Анна Котова). Судя по всему, воспроизводя классическую сентенцию о «ребенке для себя», она повторяет образ матери Оли, женщины не возражающей против курортного романа, но не допускающая мысли о том, чтобы впустить Сергея в свою жизнь, хотя, естественно, Оле была внушена мысль о «бросившем» ее отце. Но при этом всячески пытается угодить хозяину дома, как бы сочетая в себе две противоположные интенции, ярко отраженные в персонажах девочек.

И пусть картине не достает какого-то финального аккорда, способного скрепить всю эту сюжетную конструкцию в цельное и меткое высказывание, однако и в таком виде «Как меня зовут» следует признать более чем достойным дебютом, заслуживающим зрительского внимания и подтверждающим, что российским кинематограф все еще жив.


Константин Игнатущенко

Кинокритик, журналист, теолог. Автор монографии «Сравнительный анализ доктрины канонических Упанишад в контексте православного мировоззрения (по текстам Дойссена П.Я.)»

Оставьте комментарий



««« »»»