«Дурак»: Ужасы нашего ЖКХ ****

Рубрики: [Кино]  [Рецензия]  

Социальная драма «Дурак» выйдет в широкий прокат 15 января 2015 года. Режиссер: Юрий Быков. В ролях: Артем Быстров, Наталья Суркова, Юрий Цурило и другие.
Молодой слесарь Дмитрий (Артем Быстров) готовится к институтскому экзамену. Жена (Дарья Мороз) к перспективе получения супругом высшего образования относится с недоверием, но старается не злоупотреблять скепсисом. Сынишка ведет себя тихо, чтобы не провоцировать очередной семейный скандал – такие нередко развязывает сварливая мамаша. Одно из занятий работяги прерывает ватага полупьяных подростков под окном: в драке они ломают скамейку. Как обычно, Дима с таким же сознательным отцом (Александр Коршунов), выбегают на мороз, чтобы предотвратить вандализм.
Не успев толком разобраться с поруганной лавкой, совестливый сантехник срочно отправляется на аварию, которая к тому же случилась не на его участке. В дышащей на ладан девятиэтажной общаге он с ужасом обнаруживает сквозную трещину вдоль всей стены. На кону – жизни 820 человек, которые могут погибнуть от возможного обрушения здания уже ближайшей ночью. Счет идет на часы, Дмитрий, проверив исходные данные, спешит в городской ресторан, где вся местная верхушка празднует день рождения главы администрации по прозвищу Мама (Наталья Суркова). Дородная женщина поначалу уделяет непрошенному визитеру должное внимание. Но потом, осознав, что авральное расселение общежития ничего, кроме геморроя, погрязшим в тотальной коррупции и круговой поруке властям не принесет, пускает в ход довольно жесткие методы.
У «Дурака» были все шансы вернуть на российские экраны подзабытую производственную романтику. Казалось, еще немного, еще чуть-чуть поднажать, и доблестный Дима защитит диплом, станет начальником участка, сделает массу полезного, разберется с пьяницами, внедрит новые технологии, осчастливит семью стабильным доходом, ну а пока – чисто между делом – спасет от минуемой гибели сотни людей.
Однако даже сквозь десятилетия нас одергивает грозный и отрезвляющий ельцинский окрик: «Ты в какой стране живешь?!». Нарастающее благодушие лопается, как воздушный шарик, а действие фильма непредсказуемо дрейфует от советской комедии «Неподдающиеся» к балабановскому жестокому романсу «Жмурки». Подобные фокусы еще любил проворачивать в своих ранних произведениях писатель Владимир Сорокин, когда резко взрывал тщательно выписанные заводские будни кровавым абсурдом или садистским цинизмом.
Юрий Быков тоже не желает довольствоваться малым. Его дурак – вовсе не «баламут, которому больше всех надо», как ошибочно полагают некоторые недалекие герои фильма. Это, как минимум, герой нашего времени, спешащий сквозь снежные заносы под песню Виктора Цоя «Спокойная ночь». Опосредованно, через эту же песню (которую любит исполнять на концертах Константин Кинчев) фильм отсылает к циклу группы «Алиса» про юродивого Дурня, который ищет свой Путь, возвращает людям украденное Солнце и босиком гуляет по Небу.
В финале Дмитрий действительно превращается чуть ли не в библейского пророка, предсказания которого простой люд игнорирует, подписывая тем самым приговор как себе, так и прорицателю. Здесь намного больше подошла бы другая цоевская песня «Доброе утро, последний герой». Вот только утро для таких, как Дмитрий, может и не наступить.

Денис СТУПНИКОВ.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Один комментарий

  • Аноним :

    Вы глубоко капнули и не ударились в тривиальности, как это часто делают другие российские критики. Когда многоплановый талантливый фильм называют просто социальной чернухой но разве в обыкновенной чернухе бывает десятки реминисценций,но даже если убрать и оставить незамеченной интеллектуальную часть фильма и воспринимать его как очевидное, может быть даже как тот алкаш с татуировкой, ведь у многих этот фильм согласуется с той внутренней частью, что обычно называют “жизненный фильм”. Это сложно признать,но провинция действительно погрязла в болоте – и это не просто слова, это к сожалению жизненный опыт.

Оставьте комментарий



««« »»»