Стас Намин и его «Цветы». На круги своя

Рубрики: [Интервью]  [Музыка]  

Осенью этого года начался юбилейный тур «Цветов», посвящённый 45-летию группы, по сорока пяти городам России. В следующем году планируются его вторая часть и мировое турне. В Москве в рамках этого тура у группы два концерта: первый прошел 14 ноября в концертном зале Arena, второй – весной следующего года в «Крокус Сити Холле». Это будет последний большой, открытый для публики концерт «Цветов». В нём примут участие отечественные и зарубежные рок-звезды и другие гости. Предлагаем читателям «МП» полную версию ТВ-беседы культового музыканта Стаса НАМИНА с ведущим программы «Правда-24» (канал «Москва 24») Евгением Додолевым, которая состоялась накануне выхода (ровно год назад) двух итоговых DVD знаменитой команды.

Стаса Намина спустя много лет воочию увидел осенью на книжной ярмарке-выставке. Я на стенде «ОЛМА МЕДИА» представлял книги из серии «24 кадра правды PRO…» и «Времени машины» (о команде Андрея Макаревича). Выяснилось, что следующим пунктом программы была книга пионера отечественного FM-радио Юрия Костина «Радио»; о ней, помимо автора, рассказывали посетителям ярмарки герои повествования – Александр Иванов («Рондо»), Александр Кутиков («Машина Времени») и Намин («Цветы»). В перерыве гендир издательства Дмитрий Иванов пригласил нас отметить это дело: под чай + сласти я и договорился со всеми об интервью. Намина записал непосредственно перед Кутиковым.

Саксофон VS нож

– «Машина Времени» осенью отметила 45-летний юбилей. «Цветы» тоже созданы в 1969 году…

– 45-летняя история «Цветов» фактически состоит из 2-х периодов. Первый период – это 20 лет с 1969 по 1990-е годы, при всех его запретах и перипетиях, а затем перестроечной свободы и мировое турне. И второй, когда в 1999-м «Цветы» собрались после 10-летнего перерыва и работали в театре, но не выходили на публику. Правда, сыграли юбилейный концерт «Цветы-30» и выпустили его на DVD. И вот, в 2009 году, когда группе исполнилось 40 лет, мы на новом витке вдруг опять начали активную жизнь. После 20-летнего молчания мы решили предъявить публике всё то, что мы сделали за 40 лет. На той самой, лондонской студии Abbey Road, мы записали все наши хиты 70-х и ремастеринг сделал Стив Рукс, который делал ремастеринг «Битлз». В 2010 году мы сыграли юбилейный концерт с участием наших друзей и выпустили его на DVD. Потом, в 2010 году, на Abbey Road записали ещё один альбом – «Распахни своё окно». В него вошли наши запрещённые песни 80-х, которые тогда не удалось выпустить, и несколько новых. Потом сыграли исторический концерт с группой «Машина Времени». За 40 лет это был наш первый совместный концерт. Они пели наши песни, а мы их. Было весело. Это тоже есть в Youtube и на DVD.

И вот настал момент, когда мы, как бы освободившись от балласта, установленного советским телевидением имиджу «Цветов», написали совершенно новый репертуар и сыграли концерт в «Крокусе», где мы такие, какие мы на самом деле есть.

– Это было 12 ноября 2012 года?

– Да. А в 2013 году мы выпустили этот концерт в 2-х альбомах: «Человек разумный» и «Власть Цветов». Это совсем другая музыка, чем то, что мы играли раньше. Хотя, конечно, заметно, что почерк тот же. От песен 70-х мы сегодня отличаемся, как первые альбомы «Битлз» от последних. Думаю, что нам удалось в этих альбомах поставить такую планку в современной рок-музыке, что это как бы мастер-класс для музыкантов, работающих в этом жанре. Правда, это, конечно же, не коммерческая музыка, с точки зрения сегодняшнего формата модных радиостанций. Нам абсолютно комфортно, что нас нет на «русских» и других наших модных радио, а при этом наше 40-летие транслировал Первый канал, а последний недавно был на канале «Культура».

Знаешь, меня всё время раздражает, когда играет какая-нибудь отечественная рок-музыка, и по первым нотам чувствуется «совок». Даже непонятно почему. Вроде все играть умеют и все учатся на одних и тех же примерах. Но вылезти из «совка» на международный уровень ни у кого не получается.

– Ну, «совка» в песнях «Цветов» и раньше особенно не было, мне кажется.

– Да, но всё-таки ценза пропускала на пластинки только самую невинную и мягкую нашу музыку. Нам не разрешали расщеплять голос. И дело было даже не в словах. Их пугал сам звук. Если помнишь, «от саксофона до ножа» один шаг. Так вот, в саксофоне, барабанах, гитарах и в вокальном драйве был «нож», которого они боялись.

– Знаю, что в первом периоде постоянного состава в «Цветах» не было. В группе за 20 лет играло более 50-ти человек. А с 99-го состав постоянный, не поменялось ни одного человека. Как в группу тогда попал вокалист Олег Предтеченский?

– Позвонил мне Платон Лебедев и говорит: есть парень, который великолепно поёт. Я говорю: Платоша, ты гений в нефтяном бизнесе, у тебя математический склад ума, а то, чем я занимаюсь, совсем другая профессия. Он мне: я тебе говорю точно, я его слышал в ресторане. Я: в ресторане все кажутся супер-музыкантами, а поставь их на сцену… Но он тогда на свой страх и риск уговорил Олега и привёз его в Москву.

– А, так это ещё и не московский ресторан был?

– Нет, конечно, нет… Олег из великого города Самара. Когда я его услышал, говорю: «Да, прости, Платоша, оказывается, ты не только в нефти разбираешься». В составе «Цветов» четыре полноценных вокалиста. А Олег уникален ещё и тем, что может петь хорд-рок с расщеплением, как Дэвид Ковердейл, при этом наш легендарный хит «Звёздочку мою ясную» и при этом ещё и оперу Паваротти.

Диктатура VS демократия

– А ты диктатор в коллективе? То есть шаг вправо, шаг влево…

– У нас монархическая демократия. Или демократическая монархия, как больше нравится. Но ты знаешь, это как-то всех устраивает. Это социально-политический строй, при котором у меня и в «Цветах», и в театре, и в других коллективах люди работают по многу лет и чувствуют себя комфортно.

– Я всегда вспоминаю «Битлз», которые больше десяти лет не продержались, но зато мне всегда говорят в ответку про «Стоунз», которые…

– Ну не всё так просто, как кажется с первого взгляда. В «Роллинг Стоунз» заменили бас-гитариста Билла Уаймэна на сессионного «чёрного» музыканта, а «Битлз» в самом начале поменяли барабанщика Пита Беста на Ринго Старра.

Говорят, что в 70-х ударников лучше, чем ваш барабанщик Юрий Фокин, в стране не было.

– Может быть, это и так. В том стиле, который мы исповедовали.

– До вас он играл у Градского в «Скоморохах»?

– Да, а потом и в «Машине Времени». Он и там, и там до нас поиграл. Если в «Роллинг Стоунз» сейчас басист сессионный и не появляется в рекламе, то у нас последние 15 лет сессионный барабанщик. Последние годы играет один из лучших барабанщиков страны – Андрей Шатуновский. В концерте 40-летия играл лучший барабанщик Великобритании Йен Томас. Кстати, с Юрой Фокиным, который специально на концерт приехал из Сан-Франциско. А в концерте «Человек разумный» и «Власть Цветов» вместе с Шатуновским играл один из лучших барабанщиков США Кенни Аронов.

«CrossroadZ» VS «Цветы»

– Но я так понимаю, что с «Цветами» всегда играли очень добротные музыканты. Что насчёт Сергея Воронова?

– Серёжа уникальный блюзовый музыкант. Он играл в «Цветах» в конце 80-х, и мы с ним объездили весь мир. За это время он научился играть и петь так, что сегодня, с моей точки зрения, является лучшим блюзовым музыкантом страны. А его команда «CrossroadZ», которую он сделал после остановки «Цветов»в 90-м, настоящая, международного класса блюзовая команда.

– А как он попал в «Цветы»?

– Я увидел его у Саши Липницкого на даче. А вообще Серёжа работал диктором на радио, вещал на Германию. Сережа знает немецкий язык в совершенстве, как русский. Кстати, и английский также. Естественно, прочили ему советскую карьеру за границей. А я со своим рок-н-роллом и «Цветами» поломал ему всю жизнь.

– Да, я всё понял про Воронова. Мне просто интересно, как эти люди отбирались, чтоб участвовать гостями в вашем концерте?

– Никто никуда не «отбирался».

– Ну как тогда, пришёл, скажем, Андрей Макаревич, Юрий Шевчук, Гарик Сукачев…

– Да все мы друзья уже много тысяч лет…

– Огласите, пожалуйста, тогда весь список, кто участвовал (помимо группы «Цветы») в записи альбома «Flower Power».

Серёжа Мазаев, Андрюша Макаревич, Саша Солич, Кильдей, Лёша Романов, Андрей Сапунов, Лёша Козлов… Он, кстати, тоже играл в «Цветах», где-то в 71-м, Саша Липницкий с «Отзвуками Му», «Zdob Si Zdub», Леша Козлов, кажется, никого не пропустил.

– Козлов у вас, кстати, в начале 70-х играл на саксе, да?

– Тогда «Цветы» только искали свой путь, и я экспериментировал. Где-то в 70-м мы впервые услышали американские группы «Blood, Sweat and Tears» и «Chicago». Они первые, кто сделали рок с «дудками» (медной группой) и мне тоже захотелось попробовать в этом стиле. Я пригласил своих друзей – Сашу Чиненкова из музыкального Суворовского училища – великолепного трубача, Володю Окольздалова – классного саксофониста, с которым мы тогда играли в кафе «Московском» и других модных клубах и тромбониста Нилова. На клавишах тогда и в «Цветах» играл великолепный пианист Игорь Саульский. До «Цветов» он тоже играл в «Скоморохах». Так вот Игорь предложил мне взять в группу второго саксофониста. Сказал, что это известный джазовый музыкант Козлов. Я тогда, как и все рок-н-рольщики, джаз не воспринимал и сначала был против, но Игорь уговорил меня попробовать. И когда Лёша пришёл к нам на репетицию в Дом энергетиков, мы поняли, что с ним можно кашу варить. Помимо Игоря Саульского, он был единственный грамотный среди нас и мог расписывать аранжировки. Один из хитов, который мы тогда играли – «Lucretia Mac Evil» «Blood, Sweat and Tears». После этого эксперимента с дудками я решил возвратиться к классическому рок-составу и взял Юру Фокина на барабаны вместо Володи Созедателева. А Лёша Козлов на основе «Цветочных» дудок сделал первый состав своего «Арсенала».

КСП VS рок

– Не могу не спросить про тексты, потому что некоторые твои песни написаны на стихи «Верочки» Полозковой и Димы Быкова?

– Да, это великолепные современные поэты. Я, конечно, и сам пишу тексты, но, восхищаясь настоящим поэтическим талантом, написал много песен с Битовым, Вознесенским, Евтушенко, Самойловым и другими настоящими поэтами. Сегодня Полозкова и Быков для меня одни из самых интересных и серьёзных авторов.

– А как музыканты воспринимают тексты? Может ли Олег, к примеру, сказать о песне: это не моё, я не хотел бы её петь?

– Да, так и было, кстати, у нас с «Утренней балладой». Решили, что её лучше будет петь Валера Диордица. А «Силы природы» Быкова спел Олег. Я говорил, что у нас в группе поют четыре человека. Олег Предтеченский – гитара и сольный вокал. Валерий Диордица – клавиши и вокал. Александр Грецынин – бас-гитара и вокал. И Алан Асламазов – это саксофон, клавиши, вокал.

– А кто является фронтменом группы? Есть же такое понятие – фронтмен?

– «Цветы» по форме больше всего похожи на «Битлз». Как и у них, у нас одного фронтмена нет. Два основных солиста – Валера и Олег, как у «Битлз» Леннон и Маккартни, такой же солист, может быть, и Саша Грецынин, как у «Битлз» Джордж Харрисон, и некоторые жанровые песни поёт Алан, как и у «Битлз» пел Ринго. Мы это не специально сделали. Так получилось.

– Но у них не было Намина.

– Почему же, Наминым там был Эпштейн. Правда, он не играл на гитаре, не писал музыку и тексты, но продюсер был серьёзный.

– Я вот что хочу понять. На сайте вашем про некоторые вещи написано, что они были запрещены в СССР, в том числе и те вещи, которые я помню, были изданы на самом деле.

– Какие, например?

– Вот такая мажорная вещичка.

– Знаешь, просто болтать нет времени. Тот, кто хочет разобраться в том, что делают и сделали «Цветы», должен внимательно почитать сайт и Википедию, посмотреть Youtube и послушать то, что сделано за последние пять лет. Там есть и старое, и новое. Мало никому не покажется. У нас в стране в рок-музыке процветает авторская песня. «Цветы» являются, может быть, единственным представителем рок-группы в международном понимании этого слова. То, что мы сделали в 70-х и 80-х, сегодня уже никто не оспаривает и называется «классикой», но тогда не признавали и запрещали. И сегодня то, что мы делаем, является неформатом для СМИ, и музыкальные критики как будто бы не слышали и не знают то, что мы сейчас делаем. Но я не сомневаюсь, что наш сегодняшний репертуар постигнет та же участь. Просто время другое, и никому дела нет до музыки по большому счёту.


Евгений Ю. Додолев

Владелец & издатель.

Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Макаревич & Арбенина: «Попали под лошадь»?
Коротко
То, что я люблю
Театр Градского откроется весной
Рамзану Кадырову
«Интерстеллар»: Чисто развлекательный аттракцион
Самая странная съёмка
«Париж. Город мёртвых»: Что внутри, то и снаружи
Концерт удался на все 100
Настоящее удовольствие
Кинофильм «Сын». Просто сын


««« »»»