«Ланчбокс»: Найти гармонию внутри

Рубрики: [Кино]  [Рецензия]  

ЛанчбоксСтереотип об индийском кино, как о трёхчасовом наполненном песнями и танцами красочном, но исключительно наивном аттракционе, сложился не на пустом месте.

Но порой Болливуд преподносит сюрпризы, выпуская картины, не вписывающиеся в эти шаблоны, каким, например, можно назвать дебютную работу Ритеша Батра «Ланчбокс», который, к сожалению, до российского проката не дошёл. Видимо, дистрибьюторы посчитали, что любителей серьёзного индийского кино у нас недостаточно, поэтому российский зритель пропустил одну из интереснейших картин прошлого года.

Изначальной задумкой режиссёра была документальная лента об уникальной мумбайской системе доставки горячих ланчей, благодаря которой работающие мужья получают горячую домашнюю пищу прямо на работе, но самое удивительное, что эта система работает безошибочно, несмотря на большие расстояния и огромные объёмы. Но Барта решил предположить, а что, если… Что, если однажды одинокому клерку, чья жена давно умерла, придёт не заказанный из кафе, а ароматный, вкусный домашний обед? И что будет, когда домохозяйка, получив обратно абсолютно пустой ланчбокс, понадеется на то, что ей наконец удалось снова найти путь к сердцу своего мужа, послушавшись совета соседки сверху и добавив специальной специи, но очень скоро поймёт, что её муж съел какой-то другой ланч и даже не заметил разницы. На следующий день Ила (Нимрат Каур) прикладывает к обеду записку. Так между Илой и Сааджаном Фернандесом (Ирфан Кхан) завязывается переписка, меняющая всю их жизнь.

Ритешу Батра удаётся не уйти в дешёвую мелодраму, сохранить идеальный баланс беспристрастности и чувственности, создав в пространстве фильма трогательную и искреннюю атмосферу, не лишённую юмора. Безупречно тонкая и умная работа, которую хочется сравнивать с хорошим карри, ибо она столь же пикантна, выдержана и сделана с любовью и заботой.

Как ни удивительно, но это в первую очередь не история любви, а фильм о преодолении травм и боли прошлого и нахождении отваги для того, чтобы преобразиться и шагнуть в будущее. Герои лишь помогают друг другу осознать себя, разрешить свои внутренние противоречия, победить страх перед изменениями в своём однообразном, безрадостном существовании. То есть друг для друга они этапны, а не конечны.

В каком-то смысле кино кажется не лишённым европейского влияния, ведь над картиной работали оператор Майкл Симмондс и монтажёр Джон Ф. Лайонс, что накладывает свой отпечаток. Тем не менее, индийский колорит весьма точно и реалистично передан, как и дух большого города «в лице» Мумбаи, который тут играет немаловажную роль. Мегаполис, в котором растворены миллионы людей, день за днём совершающие одни и те же действия, проходящие по одним и тем же улицам, предстает словно какой-то огромный организм, где человек неотделимая от него частица. Недаром Сааджан видит себя самого на картине уличного художника, неизменно рисующего один и тот же урбанистический пейзаж. Но и Ила, и Сааджан чувствуют себя одинокими и неприкаянными в этом шумном и людном городе. Через письма они приобретают давно забытое ощущение близости и понимания, что постепенно приводит их к полному переосмыслению себя.

Сааджан завязывает дружбу со стажёром Шейхом (Навазуддин Сиддикуи), полным амбиций, надежд и сил. Для мистера Фернандеса, который живёт почти в затворничестве, Шейх становится первым настоящим собеседником за многие годы. Ила же приходит к пониманию того, что с мужем, который живёт своей жизнью, не обращая на жену никакого внимания, её совершенно ничего не связывает. И кажется, что именно она может утолить «голод» Сааджана по семейному очагу и душевной близости. Освобождая друг друга, они возвращают и чувство того, что в них нуждаются и их ценят, иначе есть риск потерять всякий интерес к окружающей действительности и погрузиться в тотальное безразличие. Герои видят спасение в переезде в Бутан, но очевидно, что важнее найти умиротворение внутри.

К чести постановщика, он не спешит расставлять все точки над «i», до последнего сохраняя интригу и максимальную психологическую достоверность. Актёры этому немало способствуют – вся главная тройка артистов играет совершенно безупречно.

Исключительно зрелая (особенно для дебюта) эпистолярная драма, честно и вместе с тем оригинально развивающаяся, наглядно демонстрирует тезис о том, что, осуществляя возможность поделиться своими переживаниями и чувствами с другим человеком, житель планеты Земля осуществляет свою главную потребность – роскошь человеческого общения.

Ланчбокс/The Lunchbox

Драма

Режиссер: Ритеш Батра

В ролях: Иррфан Кхан, Нимрат Каур, Навазуддин Сиддики, Дензил Смит, Бхарати Ачрекар

Индия, Франция, Германия, США, 2013, 104 мин.


Константин Игнатущенко

Кинокритик, журналист, теолог. Автор монографии «Сравнительный анализ доктрины канонических Упанишад в контексте православного мировоззрения (по текстам Дойссена П.Я.)»

3 комментария

  • Чума Чума :

    Да, индусы удивили. Необычное кино

  • Любочка Любочка :

    И все-таки 3 часа это много. не выдержала.

  • Анатолий Галыга Анатолий Галыга :

    Да, растет Болливуд! Мне кажется этот кинофильм блестящей психологической драмой, которая имеет непреходящий, глубокий общечеловеческий смысл.

Оставьте комментарий



««« »»»