КРЕМАТОРИЙ

МУЗЫКА ДЛЯ ГОЛОВЫ

Где-то на рубеже 1988 года телевидение, старающееся быть в курсе всех последних событий все набирающего популярность нового, как казалось, вида музыки – русского рока, – донесло до зрителя еще одно ранее мало кому известное имя – “Крем”. Довольно долго эта группа и фигурировала в музыкальных программах под такой вот незамысловатой маркой. Лишь спустя время на поверхность всплыло настоящее название коллектива, урезанное поначалу чересчур строгой телевизионной цензурой, – “Крематорий”.

РАННЕЕ ДЕТСТВО

Армен Григорян, певец, композитор, автор текстов и лидер группы:

– Детство было безоблачным. Я благодаря моим родителям как бы жил в колбе, и это, наверное, на моем характере отразилось. В детский сад я не ходил. В школе учился хорошо, даже окончил без троек восьмилетку. Потом по стопам отца поступил в МАИ. Там многие бездельники учились, затем стали юмористами, артистами, музыкантами.

Что до музыки, то вначале в 167-й московской школе была такая группа, которая называлась “Атмосферное давление”. Чисто акустическая группа, играли мы на танцах. Я помню, первый концерт состоялся на свадьбе у моего приятеля в деревне под названием Дубки или что-то в этом роде. Приехали мы в клуб, поставили аппарат, вывернули все ручки и дали так, что даже сами испугались. А бабульки какие-то на столы там накрывали. Закончили мы: “Ну как, бабульки?” – “Хорошо, милые”. Это был первый успех – успех на свадьбе в деревне Дубки. А потом из недр “Атмосферного давления” появилась группа “Крематорий”. Спокойная, абсолютно не тяжелая.

СПОКОЙСТВИЕ КАК ТВОРЧЕСКОЕ КРЕДО

Начальный этап в истории “Крематория” (с 1983 по 1986 год) был спокойным, как и его музыка. Самый известный альбом того времени – “Иллюзорный мир” – хоть и отличался особой едкостью и циничностью текстов, но в контексте скрипки и акустических гитар выглядел вполне безвредно. По крайней мере внешне.

Армен:

– Мы выбрали акустический стиль звучания, потому что тогда был пик гонений и проще было играть на квартире. Но, наверное, впервые среди групп подобного рода мы применили грим и костюмы.

Именно песня, записанная в акустическом ключе, – “Мусорный ветер” – и привлекла в 1988 году внимание широкой публики. Однако, как это ни парадоксально, она была чуть ли не единственной такой песней на магнитофонном альбоме того же года, называвшемся “Кома”.

Армен:

– Сам я слушаю разную музыку, но сейчас у меня снова появилось пристрастие к акустике. Нравится лютневая музыка Баха, “Grateful Dead”, некоторые альбомы “Jethro Tull”. Такое впечатление, что спираль нашего творчества прошла ровно круг. Вообще играть в акустике гораздо труднее, чем в электричестве, так как все приходится делать самим, а не перепоручать компьютерам.

Наиболее ярким подтверждением новых, а точнее, хорошо забытых старых веяний стал “Двойной альбом” – не просто переизданные лучшие песни, а в который раз записанные иначе, нежели прежде. Теперь они снова зазвучали в полуакустике, что в принципе соответствовало настроениям западной рок-музыки начала 90-х, но пока еще не ложилось в общую концепцию российской рок – и поп-сцены 1992 года.

Армен:

– Мы хотим относиться к музыке серьезно, а популярность… она как бы из простоты выходит… Например, у многих известных артистов 2 – 3 песни в запасе, а у нас – 12 альбомов. Нужно работать так, чтобы потом не было стыдно. А музыкальные вкусы и музыкальное воспитание у нашего народа в большинстве своем отсутствуют. Можно, конечно, было опуститься на его уровень и потом с ним подняться, но мы все же считаем, что слушатели должны сами к нам прийти.

НОВЫЙ АЛЬБОМ

В 1994 году “Крематорий” выпустил диск “Танго на облаке”, продолживший линию “Двойного альбома”. Сейчас на кассетах и компакт-дисках появилась своего рода “часть третья” – “Текиловые сны” – самая свежая работа музыкантов.

Армен:

– Мне приходится очень много слушать вещей с нового альбома, и, что очень интересно, я слышу там то, что мы туда совершенно не закладывали. Это, наверное, и есть пик творчества группы, когда совместными усилиями получается новое – то, о чем и не подозревали, что оно может получиться. На новом альбоме есть немного клавиш и компьютеров, также мы ввели трубу. Это звучит достаточно органично и своеобразно. Я считаю, что творческий поиск увенчался успехом.

Мне довелось побывать на презентации “Текиловых снов” в широко известной всем меломанам Горбушке, расположенной в Филях – как раз в том краю, где родился А.Григорян. И могу честно признаться: такого теплого приема зала за последний год я не видел ни на одном столичном рок-концерте. Когда дело доходило до исполнения старых хитов, люди пели не только ВМЕСТЕ с группой, но и ВМЕСТО нее.

Что же касается песен из программы “Текиловые сны”, то от них осталось двоякое впечатление. С одной стороны, грустно, что, похоже, канули в Лету как молодые годы музыкантов, так и их способность создать что-то Незабываемое и Неповторимое – что-то сродни “Безобразной Эльзе” и “Тане”. Но с другой стороны, на то оно и Неповторимое, чтобы не повторяться, и радостно, что хоть есть еще порох в пороховницах и что время над музыкой “Крематория” не властно.

Тем не менее, теперь-то уж однозначно можно констатировать то, что “Крематорий” начисто потерял последние штрихи своей былой андерграундной концепции.

Армен:

– А есть ли в наше время смысл существования андерграундных команд? Не к месту это. Если года 3 – 4 назад мы параллельно с большими концертами давали концерты в квартире, то сейчас мы уже не можем этого делать. Время ушло. По крайней мере сейчас загонять себя в андерграунд – это то же самое, что делать из себя калеку, то есть ложиться в ту люльку, из которой давно уже встал и пошел. Если раньше в этой люльке можно было петь на бытовом уровне о бытовой тематике и это создавало какой-то ажиотаж вокруг группы, то сейчас все подобное умерло. Cейчас если есть в текстах что-то, что может привлечь внимание к группе, то группа будет жить. Если есть один понт, то здесь далеко не уедешь.

ХОДЯТ ЛЕГЕНДЫ…

Напоследок стоит, наверное, развеять несколько легенд о группе. Легенда первая: музыка “Крематория” рождается под воздействием наркотиков.

Армен:

– С “колесами” и “травой” давным-давно покончено. Под таким воздействием был написан альбом “Иллюзорный мир”. В чем-то он хорош, но все равно лучше пользоваться естественными источниками.

Легенда вторая: “духовным отцом” “Крематория” является сам великий Б.Г. – Борис Гребенщиков.

Армен:

– Я не хочу оценивать чужое творчество. Если человеку хочется млеть от проповедей под гитару, то это его личное дело.

Легенда третья: мрачное название группы – “Крематорий” – означает…

Армен:

– Я отказываюсь отвечать на этот вопрос.

Константин САВОСЬКИН.

Интервью взял Сергей ГОЛОВИН.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

ПРАСТИ
СКАЗ О “ПОПСЕ” И ПОКЛОННИКЕ ЕЕ – БАЛДЕ
АЛЛА ПУГАЧЕВА: НЕ БОЙТЕСЬ ЗАДАВАТЬ НЕКОРРЕКТНЫЕ ВОПРОСЫ
ПОПСА ОТ СЛОВА “ПОПА”
“НА-НА” В ТАИЛАНДЕ: ТОЛПЫ ТАЕК И ТАНЕЦ С ПРИНЦЕССОЙ
ЛЮБОВЬ МАНИАКА
КАЙ МЕТОВ – БЕНЕФЕЦИАНТ
ИТАЛЬЯНСКАЯ ОПЕРА И НАВОДНЕНИЕ В ПЕТЕРБУРГЕ 1824 ГОДА
ПРО РОК-ПРОРОКОВ
…Повстречались мы тогда
ЛУЧШЕЕ НОЧНОЕ ШОУ
ИРИНА ОТИЕВА: МУЖЧИНЫ В МОЕЙ ЖИЗНИ – ЭТО ВСЕ
МАДОННА ИЩЕТ СПЕРМУ
АПРЕЛЕВКА “ПОД КОЛПАКОМ” У СПЕЦСЛУЖБ С 1911 ГОДА
КЕТТИНИ, МАКАРОНИ ИЛИ ШАРМАНЩИК ВОЛОДЯ


««« »»»