«Солнечный удар» в Белграде: Никита Михалков представил результат многолетнего труда

Рубрики: [Кино]  

Мировая премьера фильма «Солнечный удар» Никиты Михалкова состоялась в Белграде 3 октября 2014 года.

Это мероприятие стало одним из главных культурных событий месяца для сербской столицы, собрав в крупнейшем белградском комплексе «Сава Центр» таких видных политических деятелей, как заместитель председателя Государственной Думы РФ Александр Жуков, советник президента РФ по культуре Владимир Толстой, министр культуры РФ Владимир Мединский, первый заместитель председателя союза кинематографистов России Сергей Лазарук. Событие почтили своим присутствием президент Сербии Томислав Николич, режиссер Эмир Кустурица, другие сербские политики, деятели культуры, бизнесмены.

В честь мировой премьеры фильма российское издание The Hollywood Reporter организовало прием, на котором корреспондентом InterMedia были замечены бизнесмен Валерий Коган, генеральный директор «Мосфильма» Карен Шахназаров, режиссер Резо Гигинеишвили, генеральный директор РБК Александр Любимов, главный редактор газеты «Культура» Елена Ямпольская, певица Валерия и продюсер Иосиф Пригожин, альтист и дирижер Юрий Башмет, артист Игорь Петренко, телеведущий Владимир Соловьев, Татьяна, Анна, Надежда и Степан Михалковы, а также многие другие видные деятели культуры, политики и масс-медиа.

Самое ожидаемое событие 2014 года в российской киноиндустрии в первую очередь стало таковым для Никиты Михалкова, который шел к реализации идеи «Солнечного удара» 37 лет. На предваряющей показ пресс-конференции, в которой, кроме режиссера приняли участие актеры Мартиньш Калита, Виктория Соловьева и Милош Бикович, режиссер с гордостью представил результат:

 - Это очень искреннее высказывание – эта картина. Она носит особый характер.

 

Ощущения от рабочего процесса постановщик сравнивает с теми, что возникали во время съемок ленты «Урга: Территория любви» в 1991 году: кинематографист утверждает, что просто снимал то, что видел, и видел то, что снимал. Между тем продюсер проекта Леонид Верещагин отметил, что кажущаяся легкость достигалась за счет выдающегося профессионализма мэтра. Никита Михалков настолько точно прописывал все требования к рабочему процессу, так ясно представлял себе, что должно получиться, что коллектив искренне поддерживал его стремления, и работал как единый организм. Свою роль сыграла и слаженность руководства: режиссер и продюсер за 30 лет творческого союза сняли вместе уже восемь картин, и этот долгий путь последний сравнил с увлекательным путешествием. То же можно сказать и об отношениях со сценаристами – безвременно ушедшим Владимиром Моисеенко и Александром Адабашьяном.

Съемочный процесс и смысл, вложенный в картину, сделали ее такой ценной, что коммерческий успех отошел на второй план. Режиссер просто «пел свою песню, как умел, для тех, кто услышит», заранее зная при этом, что будут зрители, покидающие зал, доев попкорн на 30-й минуте. «На них, – заметил Никита Сергеевич, – уже поздно рассчитывать». (Забегая вперед, заметим, что корреспондент InterMedia не видел ни одного зрителя, выходящего из четырехтысячного зала в ходе трехчасового премьерного показа.)

 

Позже оказалось, что рассчитывать не стоит и на другую, совсем неожиданную категорию зрителей, – жюри Венецианского кинофестиваля. Оказывается, режиссер отправил им заявку на участие в конкурсе или внеконкурсный показ, однако никакого, даже формального ответа не последовало. Режиссер был крайне удивлен такой реакцией, особенно с учетом того, что это самое жюри уже дважды присуждало ему «Золотых львов»:

 - Мой уровень не настолько плох, чтоб это не показали в Венеции…

При этом он совсем не обиделся, поскольку понял, что корень всему – политические вопросы, затрагиваемые в фильме:

- Если позиция картины может стать поводом, чтобы ее не показать, о какой цензуре в России вы говорите? Вот где самая страшная цензура – трусливая, молчаливая.

Никита Михалков принял это открытие даже с некоторым удовольствием, подтвердив давно зародившиеся сомнения в политической независимости экспертов, ведущих отбор, а заодно убедившись лишний раз в актуальности ленты. Невозможность получить награду его не разочаровала:

 - Я уже, что называется, перегорел к тому моменту, когда надо волноваться. Я не хочу, чтобы это сочли за снобизм, но когда долго идешь к цели, когда это мучительно, когда это идет изнутри… у меня уже сейчас нет этого горячего желания кого-то обойти и что-то выиграть. Хотя я понимаю моих молодых коллег и актеров и, надеюсь, все, что заслуживают, они еще соберут.

Эта картина мне так важна, так мне дорога, что я не хотел бы менять это ощущение на желание славы… я был действительно искренен, когда мы ее делали.

Экранизируя рассказ Ивана Бунина и его дневниковые записи, режиссер привнес в картину массу собственных идей.  Многие из них зрели десятки лет, но за последние годы стали пугающе актуальными. Главный герой «Солнечного удара», поручик (Мартиньш Калита) в самый трагический момент его жизни, в 1920-м году, задается вопросом – «как все это случилось?», и мучительно осознает, что любая жестокость, любая несправедливость – все есть плод человеческой пассивности и надежды на то, что проблемы могут разрешаться благоприятно без всякого участия человека.

 - Все это – легковесная игра без ожидания ответственности за все новое.

Режиссер предостерегает зрителя от повторения ошибок истории. Он считает, что одним из важнейших ключей к отказу от войн является школа. Продуманный подход к образованию и знание позволяют пробудить у поколений генетическую память, ужас перед войной.

 - Война – это постепенное лишение человека человеческих привилегий: думать, жить, верить; для верующих – жить по заповедям. Она разрушает все, она очень быстро заставляет людей привыкнуть к возможности убить и к опасности быть убитым.

Это то, что после Великой Отечественной вылилось во фразу «что угодно, только б не было войны». Никита Сергеевич отмечает, что осознание возможно только в той стране, которой приходилось воевать на своей территории:

 - Очень опасно, что есть страны, которые не знают, что такое война на своей территории, но обладающие при этом силой, оружием, властью. У них нет генетического страха, они не видели все это.

Постановщик призывает не обманываться на фальшивые улыбки и не заходить с такими людьми дальше уровня вежливых фраз «Im fine». Не потому, что формализм – это плохо, а потому что это другая цивилизация, и это влечет за собой непонимание. Когда к России применяют мерки, созданные без ее учета и участия, страну просто не расценивают как цивилизацию. Необходимо чувствовать себя самостоятельными, чтобы не оказаться в шатком положении:

 - Есть опасность, что вновь возникнет такое движение, которое может разрушить все… Не доводите до момента, когда придется подумать, как это случилось!

«Солнечный удар» – это предостережение, которое Никита Михалков хочет донести до зрителя художественными средствами, это «укол на уровне эмоций, сердца, души», ну и, разумеется, ожидание действий в ответ:

 - Когда искусство подвигает на поступки – это величайшее счастье для любого художника, я в этом убежден.

Режиссер с удовольствием вспомнил один из случаев, когда цель была достигнута:

 - Одно из самых потрясающих писем пришло ко мне после выхода фильма «12»: «Мне 26 лет, я посмотрела ваш фильм и первое, что сделала после этого – позвонила своей матери, с которой не говорила восемь лет».

Еще в одном таком случае призналась актриса Виктория Соловьева, исполнившая в «Солнечном ударе» роль Незнакомки. Оказалось, что трудности съемок и особенности характера героини в первую очередь научили ее «не бояться преодолевать препятствия и совершать смелые поступки».

Не меньший героизм потребовался и от Мартиньша Калиты, которому для съемок надо было временно уйти из спорта и набрать 20 кг за полтора месяца. Задача эта была героически выполнена, за что актер снискал неподдельное уважение наблюдавшего процесс постановщика:

 - Ребята достигли невероятных успехов, поэтому я им очень благодарен…. Они очень много работали над собой.

Постановщик надеется, что «Солнечный удар» окажется «долгоиграющим», не раз всплывет у зрителя в памяти и всегда поможет принять верные решения, в том числе и политически значимые.

Несомненно, идея картины пеерекликается и с нынешней политической ситуацией:

 - Задача Путина заключается в том, чтобы создать такое общество и такую страну, которым не страшно будет, когда придет другой президент. Для этого необходима стабильность, стабильность и еще раз стабильность, внутренняя и внешняя.

Роль президента РФ Никита Сергеевич считает крайне ответственной, а результаты его действий – плодотворными:

 - Путина Бог послал, если б не он, то не знаю, что было бы в стране. Все было готово к тому, чтобы Россия развалилась на куски, кроваво и очень болезненно, но вот случился такой чекист, слава тебе господи!

В этой оценке режиссер прибегает к родительской мудрости:

 - Меня так воспитывал мама, а я это говорил моим детям: никогда не суди о своей жизни по жизни тех, кто живет лучше тебя, а суди по жизни тех, кто живет хуже. Их гораздо больше… Столько проблем отпадет, столько лишних проблем отпадет!

Еще один совет постановщика – ценить отношения с близкими народами и, конечно, сотрудничать с ними. Например, снимать кино. Сам Никита Михалков выразил готовность съездить с очередной премьерой не только в Сербию, но и в Хорватию, и даже на Украину («только меня ведь не пустят» – посетовал режиссер).

 - Любовь – это не друг на друга смотреть, а в одну сторону.

Впрочем, снимать картину, основанную на истории другой страны, режиссер не рискнул бы:

 - Многие режиссеры сделают это лучше. У меня картина про Сербию получится туристическая. Надо дышать этим воздухом, впитывать его с молоком матери… Я общаюсь, готов сотрудничать, но снимать все же надо о своей стране.

Культурные различия, по его мнению, придают фильмам неповторимость:

 - Я люблю картины Кустурицы, и я никогда бы не смог так снять… Это не потому, что не умею, а просто потому что я другой.

Собственные сильные стороны Никита Сергеевич обыгрывает, используя в творчестве разные форматы. Например, «Солнечный удар» выйдет не только в кинотеатрах, но и на телеэкранах. Это будет пять серий – не обрезков, не кадров со съемок, а полноценных эпизодов, более подробных, лишенных резких переходов от действия к действию.

 - Если «Солнечный удар» в кино – это рассказ, то на телевидении – повесть, – резюмировал режиссер корреспонденту InterMedia. – Режиссура серьезная уходит на телевидение, так как технологии те же, качество изображения не хуже, звук не хуже… бюджеты почти те же, а количество зрителей в разы больше. Это не убивает кино, но дает возможность рассказывать историю, не подгоняя ее под формат кинотеатра.

Дальше – больше. Поскольку грандиозный творческий этап, связанный с творчеством Ивана Бунина, оказался завершен, Никита Михалков поставил перед собой новую цель – воплотить задумку с экранизацией биографии Александра Грибоедова. Сценарий готовился на протяжении пяти лет, причем в процессе на основе найденных уникальных документов два человека защитили диссертации по истории.

 - Убийство Грибоедова – это не просто разъяренная толпа мусульман, это абсолютно политическое убийство, это война за Шелковый путь, война за Индию. И документы, которые мы нашли, просто невероятны!

На их основе будет подготовлено 20 серий, съемки которых долгое время были невозможны из-за карабахского конфликта.

Перед началом премьерного показа Карен Шахназаров поделился с корреспондентом InterMedia своими ожиданиями:

 - Необыкновенно интересно посмотреть на новый фильм Никиты Михалкова. Интригует уже само это событие, проходящее в Белграде, в Европе, в одном из крупнейших залов. По-моему это очень впечатляюще.

К этому мнению присоединился и Владимир Толстой:

 - «Солнечный удар» – это большие ожидания, потому что, с одной стороны, я очень люблю Бунина и его прозу, а потому рассчитываю на какую-то интересную, новую интерпретацию; с другой стороны, я знаю, что режиссер Михалков способен на неожиданные открытия (как раз из-за таких открытий мне очень нравятся его ранние фильмы). Жду показа с большой надеждой.

«Солнечный удар» заставил публику на протяжении трех часов напряженно следить за светлой и одновременно трагической историей жизни Поручика, во многом олицетворяющей историю самой России. На примере печальной судьбы офицера авторы фильма пытаются понять, какая же деталь сломалась в механизме России тогда, в начале XX века, и что можно сделать сейчас, чтобы история не повторялась.

Мрачные титры в конце показа плавно перетекли в выступление казачьего хора, причем сольную партию в грустной народной песне неожиданно для всех собравшихся исполнил сам Никита Михалков, что с восторгом было воспринято сербской аудиторией. В завершение перформанса казачий хор исполнил гимн Российской Империи «Боже, Царя храни!» («безо всякой агитации», как отдельно напомнил буквально завороженной публике мэтр).

Наталия ГАЛИУЛОВА.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий



««« »»»