ШЬЕТ САПОГИ ПУСКАЙ САПОЖНИК

Конъюнктурщики и халтурщики постепенно уходят из эстрады. Заполонив ее несколько лет назад, они не выдержали испытания временем, талантом. И это справедливо. Свобода творчества, понятая вначале вульгарно, обретает более емкий смысл. Нет запретов на тему, самовыражайся, как хочешь. Однако твоя продукция должна быть профессиональной, если ты мнишь себя профессионалом.

К сожалению, разогнав худсоветы, которые были идеологическими, мы все же поспешили. Ведь их художественно-оценочная функция вряд ли должна оспариваться. Отбор необходим. Эстрада не нуждается в мусоре, в халтурных поделках.

К сожалению, халтуры еще предостаточно. Особенно в популярном жанре песни. И зачастую проходит она, прикрываясь именами, завоевывая место благодаря зелененьким купюрам. Известный наш певец Александр Малинин решил попробовать себя в сочинительстве. Ну если чувствует свою разноодаренность, что в этом плохого. Придумал мелодию – здорово. Он же музыкант, у него за плечами музыкальное училище. Но ему мало петь, композиторствовать. Он и стихи захотел написать. Разве трудно – взять какой-нибудь поэтический размер и втиснуть в него свои, идущие от самого сердца слова. Зарифмовать их.

Если бы песня Малинина “Ночь” проходила через худсовет, поэт-профессионал мог бы спросить популярного певца, понимает ли, что за текст сочинил? О чем его текст? Ведь он требует перевода с малининского на нормальный русский язык. “Ночь” – это же полная бессмыслица. Можно только догадываться, что автор хотел написать и что у него в результате получилось. “Ночь… Сегодня ты со мной была, ночь!” Как расшифровать смысл этой строчки? С кем Малинин – с ночью один на один? Или с любимой женщиной в ночи? Понять можно и так, и эдак. Если первый смысл, то совершенно по-сумасшедшему звучит вывод: “Хочу, чтоб жизнь моя была, как эта ночь!” Ведь бредовое желание, согласитесь. Ну а если в тексте второй смысл, о ночи с женщиной, так нужно было правильно выразить свою мысль. Не смог, не умеешь – не позорься. Наверное, Малинин первый бы запротестовал, если бы вдруг Евтушенко запел бы со сцены.

В отечественной песне слова, а точнее, стихи – главное. Сам же певец не раз утверждал это в своих интервью. Жаль, что вседозволенность звезды эстрады не была пресечена ответственностью.

Малинин, один из немногих, кстати, не очень злоупотребляющий своим графоманством. Певцов и композиторов, мнящих себя и поэтами, пруд пруди. А Михаил Звездинский так вообще любит, чтобы его величали не бардом, не исполнителем, не композитором, а поэтом! Это нонсенс, достойный Книги рекордов Гиннесса. Свою поэтическую карьеру он начал с “Поручика Голицына”. Гениальный мальчик – “вундеркинд” Миша Звездинский якобы сочинил эту песню. То, что это не так, вряд ли кто-то из серьезных людей сомневается. Но стоит отдать должное барду – уж не знаю, как же его называть. Миф о своем авторстве он создал могучий. (Как говорится, за деньги все можно купить. Надо только уметь. Причем миф этот – не только об авторстве, но и о страданиях за песенное “вольномыслие”: якобы посадили его за “Поручика”. Так вот выдумки это. Он трижды был осужден. И все за криминал, а не за “вольнодумство”, не за политику (лишь Юз Алешковский мужественно признался, что сидел, как уголовник.) Один раз – за угон машины. И годы в местах не столь отдаленных не способствовали расцвету его “поэтического таланта”. Где его лагерные стихи? Зековской славы Варлама Шаламова или даже Александра Новикова ему не видать. Она не продается. Приблизиться к ней можно, лишь написав песню на стихи Николая Заболоцкого – “Очарована – околдована”.

Некоторые наши известные певцы, в силу своего полного духовного невежества, поэтами себя не мнят. Ибо не просто сочинить текст для песни, написать грамотное письмо домой не в состоянии. Какой поэт из Андрея Державина, если он признался в одном интервью, что первую художественную книжку сочинил лишь в 19 лет. Своего соавтора – поэта-песенника он считает великим мастером. Действительно, Сергей Костров – великий словесный комбинатор. Чего стоит, к сожалению, ставшая популярной песня “Не плачь, Алиса!”.

“И ты плачешь, и дождь за окном”, – пишет рифмоплет. А потом, вдруг забыв о дожде, выдает такое: “Прощай, Алиса! Погасли звезды. И глядит в окно взрослой жизни первый твой рассвет”. Конечно, про звезды всего лишь небрежность, промашка. Хотя автор может заявить, что это – образ. На худсовете ему бы за такую “аргументированную” защиту указали бы на дверь. Или бы для полной убедительности привели еще две строчки из этой же “Алисы”: “Лето не всегда бывает теплым, оставляет холод снег на стеклах…”. Явная несуразица или же явное невладение автора русским языком, неумение что-то выразить словами. Москвичи, припомните, когда у нас летом холод оставлял снег на стеклах? Фантазия автора что надо!

Профессионализм, ответственность – по-моему, это качества совести. Нравственная категория. Общество же наше духовно, а следовательно, и нравственно разлагается. Отсюда и частные результаты.

Евтушенко не запел, слава Богу. Мог бы, вот смог бы? Но и он не избежал искуса, например, проявить себя в политике. И в депутатах побывал. Сейчас он, наверное, сожалеет об этом, но было же! И в режиссерах побывал – снял плохой фильм, профессионально несостоятельный. И в прозаиках побывал – тоже провал. Хотя тут, может, дело не в профессионализме, а в творческой неудаче. Так что шьет сапоги пускай сапожник, а пироги печет пирожник, не ходит в церковь пусть безбожник, и у холста сидит художник. Такая заповедь до сих пор актуальна.

Анатолий ВАЗИАНСКИЙ.


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

ПЕТР ФАДЕЕВ
БОГДАН ТИТОМИР
ГАРИК СУКАЧЕВ
“СПОКОЙНОЙ НОЧИ” ДЛЯ ЖУРНАЛИСТОВ
ИКРА ЗАМОРСКАЯ, “ПОСТЕЛЬ” ЖЕСТКАЯ, ПЕВИЦА ПРИБАЛТИЙСКАЯ
ТАНЦУЙТЕ И СЛУШАЙТЕ “WEST & DISCO”!
МАДОННА ПРОТИВ ПИРАТОВ В INTERNЕT
ОДЕРЖИМЫЙ (СОСО), СПОЙ МНЕ ПРО ПЯТЬ СПОСОБОВ ЛЮБИТЬ ВСЕ СУЩЕЕ!
ЗВЕРСКИМИ, ГОРЯЩИМИ ГЛАЗАМИ ТЫ МНЕ ПОДМИГИВАЛ!
ЗАОКЕАНСКИЕ ФАНАТЫ СКОРБЯТ (ЕДВА СДЕРЖИВАЯ СМЕШИНКУ)
ИРОНИЧНАЯ СКАЗКА, ИЛИ ХОЧУ ЛЕТАТЬ!!!
ЛИНДА
Раскиньте уставшие члены
СОЮЗ НЕРУШИМЫЙ В ПЕРЕ ГЕНИЯ
СЛУШАТЬ БУДЕТ ПОДАНО!
В английский язык через свет улыбки
ЗВЕЗДЫ РОССИИ И АЗЕРБАЙДЖАНА ПАМЯТИ РАШИДА БЕЙБУТОВА
ГОВОРИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА!
ЛИРИЧЕСКИЙ МАЛИНИН
ПОЮЩИМ ГУРМАНАМ
БАНДИТСКАЯ ПУЛЯ, ЗНАЕТЕ ЛИ


««« »»»