Автопоезда – фургоны предназначаются для большегрузных перевозок товаров, которые требуют защиты от внешнего воздействия.
По своему назначению различают универсальные, специальные и специализированные автопоезда.
Специальные автопоезда используют для перевозки смонтированного на них оборудования, имеющего не транспортное назначение (компрессорные установки, передвижные электростанции, ремонтные мастерские и др.).
Специализированные автопоезда, к которым относятся автопоезда с кузовами-самосвалами, панелевозы, фургоны-рефрижераторы, цистерны и др.) предназначаются для перевозки конкретных видов грузов.
Опыт использования автопоездов, как специализированных, так и универсальных, демонстрирует следующие преимущества:
- снижение нагрузок на ось при одинаковой грузоподъемности за счёт увеличения количества осей, что позволяет заметно снизить расходы на содержание и ремонт дорог;
- максимально полное использование запаса мощности двигателя автомобиля и автомобиля-тягача;
- повышение КПД автомобилей в сравнении с одиночными автомобилями вдвое и более;
- уменьшение расхода топлива на единицу (тонну) перевозимого груза;
- понижение себестоимости грузоперевозок на 20-30% (чем дальше расстояние, на который перевозится груз, тем ниже относительные затраты на погрузочно-разгрузочные работы);
- снижение коэффициента стоимости подвижного состава и тары.
Наиболее заметный эффект от автопоездов наблюдается при использовании в их составе автомобилей-тягачей и полуприцепов, так как в этом случае появляется возможность повышения коэффициента использования пробега, сокращения простоев под погрузкой и разгрузкой и увеличения скорости доставки грузов за счёт применения сменных полуприцепов.
Кроме того, автопоезда, которые состоят из автомобилей-тягачей и полуприцепов, имеют более высокую устойчивость, а также хорошие показатели проходимости и маневренности, если сравнивать с автопоездами в состав которых входят автомобили и прицепы вследствие меньших размеров по длине.
Специализированные автопоезда в сравнении с одиночными специализированными автомобилями имеют большие преимущества. Так, если специализированный кузов (фургон-рефрижератор, цистерн и др.) установлены на одиночном автомобиле, то он может быть использован только лишь для перевозки одного вида груза и в одном направлении. В случае же, если ж специализированные кузова устанавливаются на прицепах или полуприцепах, входящих в состав автопоезда, то автомобиль-тягач может быть задействован для транспортировки других бортовых или специализированных прицепов и полуприцепов в направлениях «туда» и «обратно».