Журналистика под микроскопом

Рубрики: [Книги]  [Рецензия]  

Достоинства: большой объём информации о советских СМИ, возможность отправиться back in ussr, интересный язык повествования, подводные камни, становятся видны.

Недостатки: они, maybe, есть, но несущественны.

The Взгляд

Доброго времени суток всем книголюбам, журналистам, поклонникам ретро-телепередач и просто неравнодушным людям. В этом отзыве речь пойдёт о недавно прочитанной мною книге, автором коей является журналист, который, с профессиональной точки зрения весьма мне симпатичен – Евгений Додолев. Как начинающему журналисту, мне важно знать о своей профессии ВСЁ. Книга-воспоминание, повествующая о трудовых буднях, разногласиях с властью и просто забавных юношеских приключениях всех тех, кто был причастен к созданию культовой во времена СССР программы «Взгляд», in my opinion, даёт довольно-таки обширное представление о журналистике и её «подводных камнях».

Как известно, Додолев был в числе ведущих «Взгляда». Не доверять этому журналисту у меня оснований нет. Уж очень мне его манера повествования и интервьюирования нравится, да и чисто по-журналистски подколоть/спровоцировать вовремя умеет. Я достаточно долго присматривалась к нашим представителям «четвёртой власти» в попытках найти вот такой… ну, в некотором роде, образец для подражания.

Так вот, по сути.

Книга написана интересным языком, не нудно, не заунывно. Скачала в электронной версии. Воспоминания автора о делах «давно минувших дней» перемежаются с фрагментами его интервью с выпускающими директорами и прочими лицами, причастными к «Взгляду». Ну, дабы читателю не наскучило однообразие.

Довольно много внимания Додолев уделяет в книге покойному Владу Листьеву. Подмечает его харизму и очарование. Однако в книге есть глава, где автор не соглашается с мыслью, что «о покойниках либо хорошо, либо никак» и вставляет эпизод о том, что «у Листьева были запои, мешающие работе», и что конец этому был положен только благодаря супруге Владислава – Альбине, которая «не переносила ни алкоголя, ни алкашей». Также Додолев упоминает о том, что однажды ведущих «Взгляда» Любимова, Мукусева и ещё кого-то одного, если так можно выразиться – наградили званиями депутатов. Автор книги от этой участи отказался. Но упомянул, что «Листьев напился и не пришёл на церемонию, и только поэтому не стал депутатом».

Лично у меня как-то не вяжется образ интеллигентного дядечки с пышными усами (коего, кстати, я совсем не помню – на момент убийства Владислава мне было лишь 3 года) с образом алкаша, способного, пардон, ужраться в ущерб профессиональной деятельности. Но моё восприятие субъективно, а человеку, работавшему с Листьевым, априори, виднее. Однако я не исключаю, что г-н Додолев мог преувеличить степень пристрастия Влада к спиртному. Но, повторюсь, я всё же склонна доверять автору.

Один из знакомых автора, прочитавший эту книгу, заметил, что «Додолев обвиняет своих коллег в пьянстве, но ни разу не упомянул про кокаин». А что, был повод? В книге, действительно, нет ни слова про кокаин. А уж Додолев – мастер разоблачать и уличать кого-либо в чём-либо.

Есть в книге и упоминания о том, что «взглядовцы» стряпали заговор против Листьева.

«Был свидетелем того, как на тесной кухоньке одного из наших <…> обсуждали, как «убить Листа». Участником разговора не был <…>, потому что мне хотелось двинуть туда, где девки, веселье…».

А чего теперь гадать да версии выстраивать… Срок давности по делу убийства Листьева истёк, дело закрыто. Теперь хоть вспоминай про эти беседы друзей на кухне, хоть не вспоминай – ничего не изменится…

Безусловно, «Взгляд» был своего рода прорывом. Ведь именно там впервые показали людей, ставших инвалидами в Афгане; именно благодаря «Взгляду страна услышала музыку таких замечательных рок-коллективов, как «Кино», «ДДТ», «Наутилус-Помпилиус» и других, именно «Взгляд» вытащил русский рок из подполья; дал старт волне усыновлений детей-сирот (после сюжета о мальчике, трогательно исполнившем незабвенное «Прекрасное далёко»…

Сам Евгений Додолев рассуждает об этом так:

«…было что-то в том порыве… Я иногда пересматриваю старые выпуски передачи по каналу «Ностальгия» и поражаюсь, насколько они были непрофессиональными, наивными… но безмерно искренними. В тот же период шла упомянутая передача Владимира Молчанова «До и после полуночи» – она была на порядок выше по качеству контента и по ведению. Она выходила раз в месяц, время показа (до и после полуночи) было не самое лучшее… Но у «Взгляда» была фора один к четырём! Вот передача и стала, как теперь говорят, культовой… За счёт чего произошёл революционный прорыв? «Всё было впервые и вновь». Западного телевидения мы не знали».

ТОГДА мы не знали западного телевидения и поднимали планку своего профессионализма. СЕЙЧАС 99% телепроектов скопировано с западного ТВ, и не видим мы, куда, собственно, эту планку поднимать… Собственно, книга не о «Взгляде» в частности. Книга о журналистике в целом. «Взгляд» – просто пример, на котором показаны последствия тех или иных действий журналиста; на котором сохранены «зарубки» времени, вместе с которым менялась страна, а вместе со страной менялась и профессия журналиста.

Додолев сравнивает ведущих культовой программы с группой «Битлз», совершившей грандиозный переворот в музыке. Листьев и Ко – это эдакие битлы в сфере журналистики, в сфере телевидения.

В книге собраны фрагменты интервью с некоторыми влиятельными в ТВ-сфере личностями. Таким образом, книга даёт читателю возможность взглянуть на ситуацию не только глазами автора, но и глазами его собеседников. Одна пара глаз – хорошо, а несколько – лучше…

Посмотрев в Интернете несколько выпусков «Взгляда», я убедилась в том, что, не время меняет людей, а ЛЮДИ меняют ВРЕМЯ. Время – это нечто эфемерное и бестелесное, ему не дан разум, оно не лечит и не калечит, и, тем более, ничего не меняет. А люди способны менять ВСЁ – страну, телевидение, самих себя…

Рекомендую к прочтению эту книгу тем, кто полагает, что журналистика – это лишь распространение сплетен и слухов и взаимное литьё грязи – вы поймёте, как мало вы знаете об этой профессии. Рекомендую эту книгу также молодым людям, мечтающим связать себя с журналистикой по той причине, что «это – работёнка непыльная, сидишь себе, пишешь, фантазию развиваешь» – вы поймёте, насколько это нервная и требующая полной самоотдачи и огромной энергии профессия. И, может быть, решите избрать другой путь, поскольку этот покажется слишком тернистым. Но, так или иначе – и книга, и журналистика безумно интересны. После её прочтения я лишь ещё больше полюбила то, чем занимаюсь в настоящее время.

lady_staysy


 Издательский Дом «Новый Взгляд»


Оставьте комментарий

Также в этом номере:

Новости
Цоя нет… но Цой жив
Коротко
Александр Борисович Градский об Андрее Вадимовиче Макаревиче
Неизвестные люди
«Территория страсти»
Чистые помыслы


««« »»»