“…Право и привилегия художника – создавать образы и даже легенды. Если наше произведение оказывается в противоречии с правдой, то будут наказывать за это прежде всего нас самих. Но лишать себя этого права мы, художники, не можем и не должны”. (Ю. Анненков).
Выставка “Из подполья соцреализма”, проходящая в Государственном историческом музее, наверняка вызовет различные толки. Сейчас, в 1998 году, она не может вызвать однозначного мнения. Запрещенные произведения искусства из собрания музея им. Ленина пробыли в спецхране много лет. Теперь они представлены зрителю.
Когда входишь в зал и тебя окружают лики по большей части весьма благостные – вождей, “врагов народа” и прочих, – чувствуешь себя, как в кунсткамере. Традиция прятать что-то кому-то неугодное была и есть не только у нас, да и сам этот критерий крайне размыт. Это может быть все, что угодно. Неканоническое изображение кого-то, работа, где изображен “нехороший”, как потом оказалось, человек. Так случилось, например, с работой И.Бродского “У гроба вождя” 1925 года. Выполненная в яркой манере, своим фоном напоминает некий банкетный зал с огромными люстрами и пальмами. Впоследствии ее отправили в хранилище на основании того, что она “не может быть когда-либо экспонирована”, так как среди персонажей – разоблаченные враги народа: Каменев, Зиновьев, Рыков, Енукидзе.
Куда более счастливая участь ожидала работу М.Авилова “Смотр частей I Конной Армии” 1933 года: ура-парад и Сталин – еще молодой, с добрейшим выражением лица. Картина стала классикой, но в 1953 году, когда изымались работы с его изображением, ее убрали из экспозиции.
Будет понятно возмущение одних (как можно эту гадость снова на свет вытаскивать?!) и радость других (вот они, наши пламенные руководители!) – это все закономерно. И работники Государственного исторического музея наверняка это предусмотрели. Мы можем рассматривать выставку как некий “концепт”, перфоманс, показ традиции увековечивания вождя, формирования его образа, но еще – намерение коллектива показывать все эпохи без ремарок.
Анна ПОПОВА.